Психологические противопоказания к социальной работе

Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности. К ним мы относим: психологическую, педагогическую, организаторскую, управленческую и др. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального специалиста.
К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести следующие [4]:
- – увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
- – создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
- – адаптация или реадаптация людей в обществе;
- – создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
- – и как конечная цель – достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.
Социальная работа как практическая деятельность, в главном, как раз и направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека.
Реализатором целей социальной работы является социальный работник, прошедший специальную подготовку для осуществления различных функций, начиная от «линейной» работы с клиентом и кончая управленческой деятельностью в государственных ведомствах. Социальная работа – это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств. Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.
Для описания социального работника можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др.
Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость [5].
Таким же образом выявлены психологические «противопоказания» к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.
Профессиональные знания специалиста социальной работы включают, прежде всего, необходимость знания законодательства и основ социально-педагогической деятельности.
Однако по окончанию высшего профессионального обучения, по мнению социолога, Лященко А.И., специалист данной профессии должен обладать следующими профессионально важными личностными особенностями [6]:
- – внимание, стремление понять позицию других;
- – дружелюбие, общительность;
- – способность стать лидером;
- – вежливость, обходительность;
- – руководство здравым смыслом, следование предписаниям;
- – жизнерадостность;
- – толерантность, упорство;
- – большое чувство ответственности;
- – способность выполнить работу полную разнообразия;
- – энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм;
- – способность взаимодействовать со специалистами;
- – тщательность действий;
- – аккуратность и последовательность в работе;
- – способность к планированию своего будущего;
- – способность к устным высказываниям;
- – хорошая память, способность обучать других;
- – умение заботится о других;
- – реализация новых идей, самостоятельность суждений.
Таким образом, подводя итог параграфа, можно сделать вывод, что не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида.
Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.
Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.
Раскрывая личностные качества социального работника, Холостова Е.Н [7] разделяет их на три группы:
- – психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
- – вторая – психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;
- – третья – психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.
В работе с людьми, как правило, психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.
Таким образом, подводя итоги главы, мы делаем вывод что социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы [8]. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, одним из которых является составление психограммы и профессиограммы, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.
Источник
Социальный педагог, психолог, врач, социолог
Сфера профессиональной деятельности
- Федеральная служба исполнения наказаний
- Медицина
- Социальная защита
- Может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек — Человек» (по характеру труда профессия социального работника связана с общением и взаимодействием с людьми). Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность. Данная профессия направлена на бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей.
- Класс профессии: преобразующий (требует от специалиста прежде всего интеллектуальных затрат, знаний возрастной, социальной психологии, психологии девиантного (отклоняющегося), делинквентного поведения, стремления к развитию и постоянному обучению).
- Тип профессии по условиям труда: микроклимат бытового типа (работа в помещениях).
Назначение профессии: оказание помощи и поддержки нуждающимся гражданам (детям-сиротам, инвалидам, многодетным матерям, одиноким престарелым людям, людям, страдающим от алкоголизма и наркомании и т.д.)
Социальный работник — квалифицированный специалист, который работает в общественной сфере, имеет отношение к жизни людей и их отношениям в обществе. Это врач, священник, психолог в одном лице. Многие из пожилых людей сегодня одиноки, беспомощны и бедны. Оказать им эмоциональную поддержку — это самое главное. Они нуждаются не только в медицинской помощи, в лекарствах, но порой в элементарном уходе и решении бытовых вопросов. Трудно найти более благородную профессию, в ней работают по призванию. В западных странах профессия социального работника входит в тройку самых уважаемых в обществе, наряду с профессиями врача и адвоката. Главная обязанность сотрудника органов социальной защиты населения — помогать тем, кто сам о себе позаботиться не в состоянии.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К профессионально важным качествам социального работника относятся:
- организаторские способности;
- способность поддерживать другого и стимулировать его на развитие собственных сил;
- нервно-психическая устойчивость;
- инициативность;
- работоспособность;
- способность устанавливать контакты с людьми;
- дисциплинированность;
- высокая нравственность и ответственность;
- настойчивость;
- умение грамотно выражать свои мысли.
Социальный работник должен обладать следующими личностными качествами:
- аккуратность;
- терпеливость;
- коммуникабельность;
- вежливость и доброжелательность;
- общительность;
- умение управлять собой;
- эмпатия;
- тактичность;
- открытость;
- дипломатичность;
- милосердие и сострадание.
Медицинские противопоказания
- Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем.
- Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени.
- Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия.
- Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.
- Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 — 4 степени.
- Злокачественные новообразования любой локализации.
- Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы).
- Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
- Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, НК 2 и более степению
- Ишемическая болезнь сердца.
- Стенокардия ФК III — IV.
- Аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий.
- Бблитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов.
- Варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше.
- Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 — 4 степени.
- Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 — 3 степени.
- Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 — 3 степени.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений.
- Хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 — 3 степени и портальной гипертензии.
- Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени.
- Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
- Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;
- Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 — 3 степени.
- Хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема.
- Псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия.
- Хронический прогрессирующий атопический дерматит.
- Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм.
- Беременность и период лактации.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
Требования к профессиональной подготовке
Социальный работник должен знать:
- основные принципы социальной политики в РФ, государственные социальные программы;
- современные теоретические модели социальной работы;
- различные методы решения социальных проблем, теорию проведения оценки, интервенций, социальной реабилитации и профилактики;
- биологические, психологические, социальные, экономические, политические и культурные факторы формирования человеческого развития и поведения;
- возрастные, психосоциальные и этнокультурные особенности функционирования различных групп населения;
- международно-правовые и национально-государственные нормы социальной защиты населения (нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, прав детей, людей с особыми потребностями, основы уголовного, административного, гражданского и семейного права);
- порядок оформления опеки, попечительства, усыновления/удочерения, размещения в патронатные семьи;
- порядок оформления льгот и пособий, трудоустройства, устройства в медицинские и образовательные организации и т.д.;
- теорию проведения исследований, применяя количественные и качественные методы сбора и анализа данных;
- организационно-правовые механизмы обеспечения социальной защиты населения.
Социальный работник должен уметь:
- работать с индивидуумами, семьями, группами и сообществами;
- оказать помощь различным группам населения (детям, молодым людям, женщинам, пожилым людям, людям с инвалидностью и т.д.);
- владеть навыками общения;
- владеть навыками оценки и планирования (сбор и анализ информации для полной оценки, разработка планов и соглашений на основе оценки ситуации клиента, регулярный анализ и оценка достигнутых результатов);
- владеть навыками проведения интервенций (прямая работа с клиентами, сотрудничество с коллегами и другими специалистами, анализ и изменение планов по необходимости);
- владеть навыками ведения рабочих записей (ведение записей по делам, написание отчетов и писем, ведение ясной и точной записи, соответствующей требованиям, установленным в организации);
- владеть навыками самоуправления (организация собственной работы и времени, знание своих сильных и слабых сторон);
- выбрать и применить подходящую теорию для практической деятельности;
- использовать организационно-правовой механизм обеспечения социальной защиты населения;
- уметь работать в команде с коллегами и другими специалистами;
- выявлять и решать проблемы, возникающие у получателя услуг;
- содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся пожилым гражданам и инвалидам.
Специализированные медицинские учреждения системы Минздрава, учреждения социальной защиты населения:
- дома престарелых,
- приюты для несовершеннолетних,
- комплексные центры социального обслуживания населения,
- детские дома и колонии.
Социальный работник работает в помещении, чаще мобильно, реже за рабочим местом. Как правило, это достаточно активная деятельность, требующая подвижности и умения общаться с достаточно большим количеством людей. Деятельность осуществляется неотрывно от коллектива, профессиональное общение происходит непосредственно.
Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника, который является своего рода эмоциональным «донором».
Признаками этого негативного воздействия являются:
- ощущение эмоционального истощения;
- наличие враждебности по отношению к клиентам;
- наличие психосоматического заболевания;
- нарушение аппетита;
- негативная самооценка;
- возрастание агрессивности и чувства вины.
Дополнительными рисками являются физические нагрузки (при работе с мало мобильными людьми).
Требуемое профессиональное образования
В зависимости от сферы применения, работник должен иметь как общие социологические знания, так и некоторые прикладные, включающие в себя знание этики, социологии, экономики, права, медицины. При работе с детьми становится обязательным педагогическое образование. Однако, в целом, залогом успеха является получение социально-гуманитарного образования.
Образовательные учреждения
Перспективы карьерного роста социального работника связаны с повышением квалификации (на предприятии с целью обновления знаний, умений и усовершенствования в рамках профессии, а также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации).
Профессиональный рост социального работника может быть связан с управленческой карьерой, когда специалист, постепенно совершенствуясь, становится руководителем отдела социального обеспечения.
Источник

КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
5. Психологические “противопоказания” к социальной работе
Определение термина «профессионально-значимые качества»
Анализ литературы по проблемам формирования личностно важных качеств позволяет констатировать, что наблюдается значительный интерес ученых, преподавателей к проблемам подготовки специалистов по социальной работе. Исследователями затрагиваются методологические аспекты воспитания духовно-нравственных качеств социальных работников. Многие исследования зарубежных и отечественных ученых доказывают, что на результат социальной работы влияют как качества, свойственные личности социального работника, так и применяемые им технологии. Специалист – это не только работник, получивший подготовку к избранному им виду трудовой деятельности в профессиональном учебном заведении, но и личность, обладающая высокими профессионально личностными качествами, имеющая творческий потенциал, профессиональную самостоятельность, способная к саморазвитию в процессе профессиональной деятельности. Обучение такого специалиста связано с формированием его профессионально значимых качеств, являющихся главным фактором успешной профессиональной деятельности. Таким образом, формирование целостной системы профессионально значимых качеств является узловым моментом профессионального становления личности.
Поскольку термин «профессионально значимые качества» имеет неоднозначную трактовку в науке, необходимо выделить ключевые моменты данного понятия. С точки зрения Б. Г. Ананьева, изучение человека как субъекта труда не может ограничиться характеристиками подготовленности, опытности, мастерства, производительности и качества выполняемой в данный момент работы. Важно определить возможности дальнейшего развития трудовой деятельности человека, внутренние силы личности, значимые для повышения производительности труда в условиях совершенствования самого производства. Здесь подчеркивается, что при определении профессионально значимых качеств необходимо учитывать не просто сумму тех или иных качеств, а их определенную структуру, функциональный состав и различное сочетание, в котором возможно неравномерное развитие отдельных компонентов и их проявление в конкретной профессиональной деятельности.
Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, соответствующих предмету и средствам деятельности. Безотносительно к ним невозможно охарактеризовать какое-либо свойство человека как субъекта. В. Д. Шадриковым профессионально важными качествами называются «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения», при этом автор включает в это понятие и способности.
По мнению Б. А. Душкова, А. В. Королева, Б. А. Смирнова, профессионально значимые качества являются одним из важнейших факторов профессиональной пригодности, они не только косвенно характеризуют определенные способности, но и органически входят в их структуру, развиваясь в процессе обучения и деятельности. В исследованиях В. Л. Марищука профессионально значимые качества понимаются как отдельные динамические черты личности, определенные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям профессии к человеку и способствующие успешному овладению этой профессией.
А. А. Деркач и Н. В. Кузьмина определяют профессионально значимые качества как «проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде». Эти особенности, по мнению ученых, включают в себя свойства: интеллектуальные (мышление), нравственные (поведение), эмоциональные (чувства), волевые (способность к самоуправлению), организаторские (механизм деятельности).
Ряд исследователей (Н. В. Алишев, А. С. Егоров, Н. П. Ребров) рассматривают профессионально значимые качества с позиции параметров, по которым производится дробная оценка эффективности и надежности человеческого звена в системе «человек – машина», «человек-орудие труда». В качестве профессионально значимых качеств могут выступать психические процессы, психические состояния, а также отношение к труду. A. M. Павлова, Э. Ф. Зеер говорят о профессионально значимых качествах как о важнейшей составляющей профессионально-личностного потенциала, под которым авторами понимается «устойчивая интегральная совокупность общих, специальных и частных свойств специалиста, обуславливающих его способность к продуктивному осуществлению профессиональной деятельности». Наряду с профессионально значимыми качествами в модель профессионально-личностного потенциала входят: психофизиологические свойства, профессиональная направленность (ценностно-мотивационная сфера), профессиональные компетенции (способность реализовывать профессиональные знания и умения в социально-профессиональных условиях).
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 9; Нарушение авторских прав
Источник