Психотерапия основные методы показания противопоказания
Психотерапия-
имеет двоякое
толкование, связанное с буквальным его
переводом -« лечение души» и « исцеление
душой».
Делят
на общую и частную/специальную.
Общая
психот-я-весь
комплекс психических факторов возд-я
на бол-го любого профиля с целью повышения
его сил в борьбе с бол-ю, создания
охранительно-восстановительного
режима, искл психич травматизацию.
Основными
целями психотер-ии в общемед практике
явл:
-осознание
б-го своей роли в успешном лечении и
реабилитации,
-коррекция
неправильных р-ций на б-знь( отрицания,
ухода в бол-нь, безразличие и др)
-стимуляция
активности б-го в преодолении заб-я.
–
создание системы психол поддержки
бол-го и условий д/исправления
неадекватного отношения к б-ни, мешающего
проведению эффективного лечения.
Психотерапевтические
методы и принципы:
1)
Когнитивные и поведенческие методы:основаны
на опеляции к разуму б-го, его логике и
личностным ценностям. Способствуют
установлению контакта вр с б.
А)рациональная
психотерапия-психотер-е
убеждение путем использования логической
аргументации с целью измен неадекватных
установок и оценок б. своего заб.
Заключ
в беседе с б-ым. Врач объясняет б-му в
доступной форме причину и механизм
возникновения заб-я, объясняет,что
имеющ у него наруш-я обратимы, призывает
б-го изменить своё отношение к волнующим
его событиям, перестать фиксировать
внимание на симптомах бол-ни.
Б)
поведенческие методы психотерапии:разработаны
на базе бихевиоризма- учения о
формировании, исчезновении привычек,
навыков, поведенческих форм реагирования.
В основе научение и тренинг, кот помогают
↓тревогу при столкновении с пугающей
ситуацией.
-методика
систематич десенсибилизации( погружение
чел-ка в ситуацию, выз страх)
-метод
пародоксальной интенции-изменение
отношения пац к фобиям( страх покраснеть,
боязнь животных, высоты и др)врач
помогает захотеть пац того, чего он
раньше боялся.
-метод
аверсивной психотерапии( вызванного
отвращения: алкоголизм, табакокурение
и др)
2)
Суггестивные
методы:разнообразные
формы психол возд-я на чел при помощи
прямого или косвенного внушения с целью
создания у него опред состояния или
побуждения к опред-ым Дей-ям.
-прямое
словестное внушение
-косвенное
внушение( б-му внушается особое значение
какого то фактора, после возд-я которого
наступит улучшение: появятся движения
в руке после опред процедуры при
истерическом параличе.) эти методы исп
в бодрствующем состоянии
пац-та-плацебо-эффект.
-гипнотерапия-гипнотич
состояние –особое состояние сознания,
переходное между сном и бодрствованием,
при кот между врачом и пац сохраняется
речевая связь
Показания:
невротич нарушения, алкоголизм,
наркомании.
3)
Методы самовнушения, тренировочно-волевые
формы психотерапии:
–
метод прогрессивной мыш релаксации:
снимая самовнушением напряженность
опред группы мышц, м избирательно влиять
на отрицат эмоции( напряжение,
страх-сопровожд. Спазм м-ц артикуляции)
-метод
аутогенной тренировки-м-д самовнушения,
основанный на расслаблении м-ц( «йога»)
Показания:
↑ психич устойчивости у здоровых людей,
невротич состояния, заикания, нейродермиты,
обезболвание родов.
4)
Психодинамич
методы:
-метод
классич психоанализа( Фрейд) «Разговорная
терапия»
-психоаналитич
психотерапия
-терапия
искусством (арттерапия)
5)
Гуманистическая психотерапия-базируется
на феноменалогическом подходе к
изучениюпсих раст-в и их коррекции, кот
оставляют за пределами рассмотрения
влечения и процесса научения,
сосредотачиваясь на таких психич
качествах как сознание, самосознание,
креативность, способность принимать
решения и ответственность за них.
–«клиент-центрированная
терапия»
-гештальт-терапия-чел
сам создает свой мир. Развивает у чел
способность творчески взаимодей-ть с
миром, принимать ответственность за
себя.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Психотерапия – показания, побочные эффектыПсихотерапия объединяет в лечении психических и соматических расстройств и заболеваний психологические методы целенаправленного психического воздействия при сознательном использовании отношений между врачом и пациентом. Новые методы исследований с применением фототехнологий могут свидетельствовать о том, что психотерапия приводит в действие не только психические феномены, но и вызывает доказуемые нейробиологические изменения! Условия для проведения психотерапии: • Со стороны врача/психотерапевта: В качестве важнейшего решающего фактора рассматриваются отношения «врач-пациент» (перенос и обратный перенос). Балинтовские группы важны для переработки проблем в отношениях «врач-пациент». Основные элементы психотерапии: Основные элементы психотерапевтического процесса: Психодииамика: внутренние психические процессы, образующие основу здорового и нарушенного переживания событий и поведения, базирующиеся главным образом на психоаналитическом учении о личности и болезни. • Психосоциальные факторы риска: стресс (дистресс), личность группы риска (поведение типа А), жизненные события (критические события) в качестве пусковых механизмов Показания для психотерапии• Психореактивные расстройства: реакции на стресс («стрессовое заболевание»), сомато-психические расстройства (психические реакции на (тяжелые) соматические заболевания (например, у онкологических или диализных пациентов или в трансплантационной медицине)) • Психосоматические заболевания • «Невротический характер»/личностные расстройства: Опасность длительной психотерапии: Возможные негативные эффекты психотерапии: Важно: Обязательным для назначения психотерапии является установление показаний, наличия соответствующей картины болезни и реалистичное целеполагание. Проблемные пациенты, встречающиеся в повседневной врачебной практике (Ermann): – Также рекомендуем “Методы психотерапии и их эффективность” Оглавление темы “Лечение психических заболеваний”:
|
Источник
Вы когда-нибудь чувствовали себя слишком беспомощными, чтобы справиться со своими внутренними проблемами? Если это так, то вы не одиноки. Миллионов взрослых людей страдают психическими расстройствами.
Одним людям нужна помощь, чтобы справиться с серьезным заболеванием, похудеть или бросить курить. Другие имеют дело с проблемами в отношениях, потерей работы, смертью любимого человека, стрессом или злоупотреблением психоактивными веществами.
Что такое психотерапия?
Психотерапия – это лечение, основанное на отношениях между пациентом и психотерапевтом. С этим объективным, нейтральным и непредвзятым специалистом можно вести открытый разговор.
Пациент и психотерапевт работают вместе, чтобы определить и изменить модели мышления, а также модели поведения, которые ухудшают ваше самочувствие. К тому времени, когда терапия будет завершена, решаются текущие проблемы и приобретаются новые навыки, благодаря которым будет легче справляться с новыми проблемами.
Кому нужна психотерапия?
Из-за стереотипов о психотерапии многие люди не пытаются обращаться за помощью к психотерапевту. Это ошибка, потому что психотерапия может помочь и значительно улучшить качество жизни.
Чаще всего психотерапию выбирают люди, длительное время страдающие депрессией, тревогой или гневом. Другие же ожидают помощи при хронических заболеваниях, нарушающих их эмоциональное и физическое благополучие. Третьи могут иметь краткосрочные проблемы и нуждаться в совете.
Симптомы, которые могут указывать на необходимость психотерапии:
- чувство подавленности из-за длительной беспомощности и печали;
- постоянные проблемы, несмотря на старания и помощь родных и близких;
- сложность сосредоточиться на рабочих задачах или на повседневных обязанностях;
- чрезмерное беспокойство;
- ожидание худшего;
- ощущение постоянного нахождения на грани;
- причинение вреда себе или другим;
- употребление алкоголя;
- употребление наркотиков;
- агрессия.
Сложность сосредоточиться на рабочих задачах
Виды психотерапии
- Психодинамическая психотерапия. Этот вид терапии направлен на устранение эмоциональных проблем, которые часто выходят за рамки сознания пациента. Ее цель – улучшить самочувствие и повседневную жизнь. Хорошие отношения между пациентом и терапевтом имеют решающее значение для эффективности лечения. Этот метод особенно эффективен при депрессии, неврозах и тревожных расстройствах.
- Когнитивно-поведенческая психотерапия. Согласно когнитивно-поведенческой психотерапии, все психические расстройства представляют собой усвоенные модели поведения. Метод направлен на устранение страхов, возникающих в результате реальных или воображаемых ситуаций. Обычно метод используется для кратковременного применения людям с расстройством настроения, депрессией, социальным тревожным или биполярным расстройством.
- Гештальт-психотерапия. Гештальт-психотерапия предполагает, что для ощущения полноты необходимо высвободить все эмоции (гнев, печаль, радость). Пациент учится быть независимым и брать ответственность за себя. Терапия может проходить в форме индивидуальных или групповых занятий. Она хорошо работает для людей с расстройствами пищевого поведения, депрессией, эмоциональными расстройствами или обсессивно-компульсивным расстройством.
- Психоаналитическая психотерапия. Цель этого метода – анализировать подсознательные процессы и открывать то, чего мы не знаем о себе. Терапевт создает соответствующие условия, чтобы пациент мог свободно говорить и вспоминать различные события.
Факты и мифы о психотерапии
Что такое психотерапия?
Терапия заключается в беседе с психологом или психотерапевтом, что позволяет понять и найти решения повседневных проблем. Это, в свою очередь, значительно улучшает качество жизни. Более того, терапия позволяет решить проблемы не только настоящего, но и прошлого. Психотерапии подлежат как люди, страдающие депрессией, так и, например, зависимые люди, борющиеся с различными психозами.
Депрессия
Психотерапия – метод лечения сумасшедших
Не каждый человек, получающий психиатрическую терапию, психически болен. Врач решает и психологические проблемы. Разговор со специалистом позволяет узнать другие аспекты данной ситуации. Это очень помогает понять многие неприятные события, которые происходят в вашей жизни.
Работа терапевта – просто слушать
Выслушать пациента – важная часть работы психотерапевта. Однако часто во время терапии он также задает пациенту вопросы о его отношении к трудным ситуациям и помогает определить различные действия, направленные на их понимание.
Психотерапия одинакова для всех
В случае двух разных людей, проблемы повседневной жизни или симптомы различных психических заболеваний могут значительно отличаться друг от друга. То же самое и с терапией, которая подбирается индивидуально для каждого пациента и может включать различные курсы.
Вы должны посещать психотерапевта до конца жизни
Обычно лечебная терапия занимает несколько недель или месяцев. Конечно, иногда симптомы появляются снова, и в этих случаях необходимо повторить лечение.
Краткосрочная психотерапия может дать удовлетворительные результаты
Несколько психотерапевтических сеансов могут существенно изменить вашу повседневную жизнь. Лечение поможет восстановить позитивное отношение к окружающему миру, улучшить отношения с близкими и научиться достигать собственных целей.
Улучшение отношений с близкими
Не всякая терапия заканчивается выпиской рецепта на лекарства
В случае легкой депрессии лечение часто проводится только с помощью психотерапевта. Сочетать терапию с фармакологическим лечением необходимо. Только в тяжелых случаях. Однако перед тем, как принимать рецепт, стоит спросить своего врача о различных преимуществах и побочных эффектах приема лекарств.
Терапия может быть полезной в отношениях
Статистические исследования показывают, что отношения между партнерами в результате психотерапии часто улучшаются. Более того, этот метод не только помогает спасти отношения во время кризиса. Он укрепляет связи между людьми, которые поддерживают позитивные отношения друг с другом.
Только богатые люди могут позволить себе терапию
Некоторые люди воспринимают психотерапию как форму лечения, предназначенную для богатых. НА самом деле прием психотерапевта стоит практически так же, как и прием любого другого врача.
Поделиться ссылкой:
Источник
Показания для проведения психотерапии – принципы определения
В нашей статье будет описан ряд важных принципов, которые должны быть учтены при определении показаний к применению психотерапии.
1. Тщательная диагностика перед назначением психотерапии. Разумеется, первое условие при определении показаний к психотерапии — тщательная диагностика. Она должна основываться на врачебном и психологическом обследовании с использованием всех современных методов. Психиатрической диагностике нередко ставили в упрек то, что она не имеет никакой связи с последующей терапией.
Однако сегодня в практике детской и подростковой психиатрии обязательно оцениваются моменты, важные для формулировки терапевтических целей, например уровень развития, интеллект, особенности личности, школьная, профессиональная и семейная ситуация. Необходимость такого подхода учитывается и в некоторых классификационных схемах. Эти аспекты включены в многоосевую классификационную схему психических заболеваний детского и подросткового возраста (Remschmidt, Schmidt).
2. Адекватность метода психотерапии конкретному психическому нарушению. При лечении детей и подростков должны использоваться различные методы. Показанием для применения конкретного метода служат сведения его эффективности при данной патологии. Например, моносимптомные фобии и зоофобии лучше всего поддаются поведенческой терапии; успешность этого метода подтверждена практикой.
Между тем при кризах идентичности в подростковом периоде более целесообразно использовать глубинно-ориентированные методы, так как симптоматика этих кризов настолько разнородна и обширна, что подход с позиций теории научения столкнется здесь со значительными трудностями (Remschmidt).
3. Соотнесение метода с возрастом и уровнем развития пациента. Это вполне очевидное требование в повседневной жизни часто трудно выполнимо. Однако каждый терапевт должен задумываться над тем, соответствует ли метод, на который он возлагает свои надежды, возрасту и уровню развития пациента. Этот очень важный подход нужно рассмотреть здесь несколько подробнее, придерживаясь представлений, уже излагавшихся нами ранее (Remschmidt).
Ранний детский возраст (от 3 до 6 лет) характеризуется такими признаками, как развитие речи, воображения и ориентировки. Эти возрастные особенности следует учитывать при любой форме терапии: здесь требуется применение проективных (неречевых или относительно независимых от речи) методов и использование игр. Как вспомогательные средства хорошо зарекомендовали себя сцено-тесты, игры с куклами, рисунки и всякого рода игры-фантазии.
Предлагаемые ребенком проекции могут использоваться как в диагностических, так и в терапевтических целях и часто позволяют определенным образом контролировать ход лечения. С применением этих методик возможна как индивидуальная терапия ребенка с одновременным консультированием матери или иного опекающего ребенка лица, так и одновременная терапия матери и ребенка с постепенным вовлечением матери в терапевтический процесс.
Поведенческая терапия в виде различных методов тоже возможна уже в раннем детском возрасте. Она может успешно применяться при раннем детском аутизме, при фобиях и состояниях страха, при тиках, психомоторном беспокойстве, энкопрезе и энурезе, а также при резко выраженной онихофагии и сосании большого пальца.
Школьный возраст (от 6 до 10 лет) характеризуется глубинным поворотом детских переживаний в направлении реальности, более длительной фиксацией интересов, а также возрастающей способностью к слиянию с группой.
По Hart de Ruyter, на этой стадии особое значение приобретает защитный механизм регрессии; при этом важно, в каких обстоятельствах он проявляется (только в фантазиях, как реакция на фрустрацию, или в повседневном поведении) и в какой форме выражается (в эмоциональных проявлениях, как регресс в развитии или в форме импульсивного и неконтролируемого поведения). Эти моменты должны учитываться и при психотерапии.
Вербальный подход к ребенку теперь более осуществим, чем в раннем детском возрасте; в процессе терапевтических коммуникаций целесообразно использовать творческие методы. В этом возрасте особое значение приобретают также методы функциональной тренировки.
Пубертатный период и юношеский возраст в плане психологии развития характеризуются рядом глубинных психических и психосоциальных изменений (половое созревание, развитие образа «Я» и обретение идентичности, противостояние авторитетам в семье, школе и обществе) (Remschmidt).
Эти изменения создают особые проблемы при попытках терапевтического воздействия любого рода:
• Начало и продолжение терапии часто затрудняется уже просто из-за отсутствия каких-либо жалоб у подростков.
• Роль терапевта труднее определить и осуществить, чем при лечении взрослых или же детей младшего возраста.
• Еще одна трудность связана со специфическими проблемами этого периода (отказ от ретроспективной оценки, центрированность на актуальных проблемах, отклонение предложений о помощи и авторитетов и т. д.).
Эти моменты, затрудняющие психотерапию, явились поводом для разработки специальных методов лечения подростков.
4. Тщательный выбор наилучших условий для проведения терапии. Выбор наилучших условий для проведения психотерапии подразумевает решение двух вопросов: где проводить лечение (в стационаре или на дому) и какой подход (индивидуальный или групповой) использовать. Эти вопросы всегда следует решать, опираясь на данные об эффективности отдельных методов и учитывая возможности создания доверительных отношений с ребенком, подростком и семьей.
Проведения стационарной психотерапии, как правило, требуют следующие обстоятельства:
• тяжелое и/или хроническое течение заболевания;
• наличие опасности для самого пациента и/или окружающих;
• необходимость отделить пациента от семьи;
• отсутствие возможностей для амбулаторной или полустационарной терапии по месту жительства (относительное показание).
В отношении последнего из перечисленных моментов выяснилось, что направление в стационар в регионах с хорошо организованной амбулаторной службой имеет место не реже, чем в регионах с недостаточно развитой сетью, но продолжительность стационарного лечения в первом случае существенно меньше (Remschmidt, Walter, 1989).
Показания к полустационарной психотерапии (в дневных стационарах):
• желание сократить время пребывания в стационаре;
• отказ от стационарного лечения;
• необходимость подготовки к стационарной терапии.
В то время как первые из этих показаний кажутся очевидными, третье требует пояснения. Довольно часто пациенты и их родители с предубеждением относятся к психиатрическим клиникам. Такие иррациональные опасения могут быть устранены при проведении полустационарной терапии. Родители чувствуют себя намного спокойнее, если ребенок вечером находится дома. После лечения в дневном стационаре нередко становится возможным избежать принудительного направления на стационарную терапию (например, при нервной анорексии или тяжелых школьных фобиях).
Что касается заболеваний, которые можно лечить в дневном стационаре, то здесь не имеется каких-либо ограничений, если только нет отмеченных выше показаний для срочного направления на стационарное лечение.
Показания к психотерапии в домашних условиях
Предпосылками для выбора этой формы терапии, которая в определенных случаях может быть продолжением стационарной или полустационарной терапии, служат следующие факторы (Eisert et al.):
• по меньшей мере одно из опекающих ребенка лиц во время проведения лечения должно находиться дома;
• жилище должно быть достаточно просторным, чтобы присутствие психотерапевта не стесняло других членов семьи;
• в семье должен соблюдаться порядок;
• врач и больной должны жить поблизости (время в пути не более 30-40 минут).
Обязательными условиями проведения психотерапии на дому следует считать готовность родителей к сотрудничеству; хорошие отношения между родителями и ребенком, а также гарантии со стороны родителей, что все назначения врача будут выполняться.
В настоящее время имеется положительный опыт психотерапии на дому целого ряда расстройств: неврозов, нервной анорексии, энуреза и энкопреза, ожирения, эмоциональных и поведенческих нарушений, гиперкинетического синдрома (Remschmidt, Schmidt).
Противопоказания включают необходимость стационарного лечения или полустационарной терапии. Несмотря на обнадеживающие предварительные результаты (Reimer, Remschmidt, Schmidt), пока еще нельзя сказать, что этот метод эффективен во всех случаях.
5. Интеграция различных приемов в единый терапевтический план. В предлагаемой книге внимание сосредоточено на методах психотерапии. Однако при лечении психических заболеваний в детском и подростковом возрасте регулярно применяются и иные, непсихотерапевтические методы, причем различные методы взаимно дополняют друг друга.
Их интеграция достигается с помощью единого терапевтического плана, который может быть сформулирован при любых условиях терапии (например, при амбулаторной или полустационарной терапии, при лечении на дому, семейной терапии и т. д.). Он должен исходить из симптоматики и проблем пациента, содержать точный диагноз с дополнительной информацией, касающейся терапии, точно формулировать терапевтические цели, учитывать конкретные лечебные мероприятия (включая всех участвующих лиц), семью и окружение и, наконец, отражать временное рамки, в которых предположительно будет проводиться терапия. В этом терапевтическом плане в зависимости от характера расстройства и имеющихся условий психотерапия часто бывает решающим звеном, которое вместе с тем должно постоянно рассматриваться в контексте с другими методами лечения. Впрочем, значимость отдельных методов нередко может меняться в процессе терапии. Например, при нервной анорексии в критическом, опасном для жизни периоде заболевания доминируют соматотерапевтические мероприятия. В дальнейшем по мере восстановления веса эти методы лечения заменяются индивидуальной психотерапией; у самых юных пациентов решающую роль играет семейная терапия. Позднее в зависимости от симптоматики иногда требуется назначение тимо-лептиков или нейролептиков.
– Также рекомендуем “Границы психотерапии детей и подростков”
Оглавление темы “Психотерапия”:
- Межличностная психотерапия – методы, цели
- Психосоматическая медицина (консилиарная психиатрия и психотерапия) – задачи, принципы, методы
- Социальная психиатрия – проблемы, задачи
- Психиатрическое обеспечение – сферы и учреждения социальной психиатрии и социотерапии
- Специальные социотерапевтические методы в социальной психиатрии – принципы социотерапии
- Психиатрические диагнозы по МКБ 10
- Психотерапия как метод лечения – определение, требования
- Классификация методов психотерапии
- Показания для проведения психотерапии – принципы определения
- Границы психотерапии детей и подростков
Источник