Размер предупреждающей надписи о противопоказаниях
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 24 |
– Организация (ИП, должностное лицо, гражданин) обжалует привлечение к ответственности за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и т.п.
1. Реклама лекарственных средств не должна:
1) обращаться к несовершеннолетним;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.
2. Требования пункта 6 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу лекарственных препаратов, применяемых для профилактики заболеваний.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 200-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Требования пунктов 2 – 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Требования пунктов 2 – 5 и 7 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу методов народной медицины.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
4. Требования пунктов 1 – 8 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских изделий.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 200-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Требования пунктов 2 и 3 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
6. Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 200-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, – не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
10. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, запрещается.
11 – 12. Утратили силу. – Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Источник
20 марта 2014 г. Комиссия УФАС по Владимирской области вынесла решение о признании рекламы – «Клиника «Офтальма»: современные методы восстановления зрения….», распространенной в газете Кольчугинские новости» выпуск № 86 (193) от 20 ноября 2013 г. на странице 16, не соответствующей требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и передала материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства.
Согласно части 7 статьи 24 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, – не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
В указанной рекламной статье предупреждающая надпись о наличии противопоказаний составила менее пяти процентов рекламной площади – 3,9 %.
Согласно подсчетам, произведенным Комиссией, общая площадь рекламы «Клиника «Офтальма»: современные методы восстановления зрения….» составила 241,02 кв. см. Предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг и методов лечения, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, составило 9,45 кв. см. или 3,9 % рекламной площади.
Площадь предупреждения была рассчитана антимонопольным органом по аналогии с так называемым размером «кегеля шрифта», принятым в издательском деле. Согласно ОСТ 29.40-2003 – Технология и оборудование допечатных процессов в полиграфии. Термины и определения – «Кегль (кегель) шрифта – размер шрифта в пунктах, который равен высоте знака (символа) с учетом места, занимаемого вверх и вниз выступающими элементами, и минимально необходимого просвета для соседней строки».
Ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» возложена законодателем и на рекламодателя и на рекламораспространителя (часть 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе»).
Пункт 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» гласит, что рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» – рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из материалов дела следует, что рекламодателем рекламы «Клиника «Офтальма»: современные методы восстановления зрения….», в газете «Кольчугинские новости» выпуск № 86 (193) от 20 ноября 2013 г. на странице 16 является ООО «Офтальма»; рекламораспространителем – редакция газеты «Кольчугинские новости».
Владимирское УФАС России
Источник
Оригинал статьи опубликован на сайте ООО «Факультет Медицинского Права»
Уважаемые читатели!
Информируем вас о том, что Федеральная антимонопольная служба России (далее – ФАС) направила очередные разъяснения по некоторым вопросам рекламы медицинских услуг, лекарственных средств и медицинских изделий (Письмо ФАС России от 22.06.2020 № ДФ/52241/20).
1. О необходимости указывать в рекламе медицинской деятельности информацию о медицинской лицензии
ФАС высказала позицию о том, что непосредственно в рекламе медицинской деятельности информацию о лицензии на медицинскую деятельность указывать не требуется.
В обоснование указанной позиции ФАС привела следующую аргументацию.
В соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ № 38-ФЗ) не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Таким образом, ФЗ № 38-ФЗ не допускается реклама деятельности, подлежащей лицензированию (в т.ч. и медицинской деятельности), при отсутствии у организации или индивидуального предпринимателя лицензии на осуществление такой деятельности.
При этом из ст. 13 ФЗ № 38-ФЗ следует, что рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о наличии лицензии (об обязательной сертификации/государственной регистрации и пр.).
Однако названный федеральный закон не содержит положений, обязывающих указывать информацию о лицензии непосредственно в рекламе деятельности, подлежащей лицензированию. В связи с этим, указывать информацию о лицензии непосредственно в рекламе деятельности, подлежащей лицензированию, не требуется.
2. О правилах предупреждения в рекламе лекарств, медизделий и медуслуг
ФАС напомнила, что в соответствии с ч. 7 ст. 24 ФЗ № 38-ФЗ в содержание рекламы лекарственных препаратов, медицинских изделий и медицинских услуг (в т.ч. методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации) требуется включать один из следующих видов предупреждения:
· о наличии противопоказаний к их применению и использованию;
· о необходимости ознакомления с инструкцией по применению объекта рекламирования;
· о необходимости получения консультации специалистов.
Примечание: следует учитывать, что требования ч. 7 ст. 24 ФЗ № 38-ФЗ не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
При этом рекламодатель самостоятельно вправе определить, какой из этих видов предупреждения использовать в рекламе (в зависимости от вида объекта рекламирования).
В связи с указанным, ФАС сообщила, что реклама медицинских изделий, должна в каждом случае содержать соответствующее предупреждение (в подтверждение данной позиции ФАС привела Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.04.2018 № Ф08-2020/2018 по делу № А63-12383/2017, поддержанное впоследствии Верховным Судом РФ в Определении от 03.07.2018 № 308-КГ18-8316. В названном деле было установлено нарушение требований ФЗ № 38-ФЗ, поскольку в газете была размещена реклама «Открылась лаборатория (…). Все виды анализов. Скидки инвалидам (…). Справки по телефону (…)», а предупреждение о наличии противопоказаний отсутствовало (также отсутствовала пометка «реклама»)).
Кроме того, в письме ФАС указано, что согласно ч. 7 ст. 24 ФЗ № 38-ФЗ в рекламе лекарственных препаратов, медицинских изделий и медицинских услуг, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность предупреждения должна составлять не менее чем 3 секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, – не менее чем 5 секунд и предупреждению должно быть отведено не менее чем 7 % площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее чем 5 % рекламной площади (рекламного пространства).
Вместе с тем ФЗ № 38-ФЗ не содержит норм, определяющих каким именно образом необходимо осуществлять размещение текста о предупреждении в рекламе.
По мнению специалистов ФАС, информация должна быть четко и ясно доведена до потребителей рекламы для адекватного восприятия.
Площадь предупреждения следует рассчитывать исходя из соотношения площади всего рекламного макета (рекламного объявления) и площади пространства, занимаемой текстом предупреждения (указанное подтверждается Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.2020 № Ф08-946/2020 по делу № А63-12076/2019). При этом, расчет площади такого предупреждения (надписи) осуществляется, исходя из аналогии с так называемым размером «кегля шрифта», принятым в издательском деле.
3. О вопросах отнесения медизделий к медизделиям, для использования которых требуется специальная подготовка
ФАС разъяснила, что в соответствии с ч. 8 ст. 24 ФЗ № 38-ФЗ реклама следующих объектов не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях:
· лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам;
· методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации;
· медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка.
По мнению ФАС, при возникновении вопроса об отнесении какого-либо товара к медицинским изделиям, для использования которых требуется специальная подготовка, целесообразно направить обращение в Минздрав РФ.
Кроме того, ФАС рекомендует обращаться в Минздрав РФ за разъяснениями и в случае, когда возникает вопрос об отнесении того или иного способа воздействия на организм человека к медицинским услугам или методам профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.
Примечание: обращаем внимание, что в настоящее время ч. 5 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медизделий и медуслуг, в т.ч. методов лечения, а также БАДов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в следующих размерах:
· на граждан – от 2 000 до 2 500 рублей;
· на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;
· на юридических лиц – от 200 000 до 500 000 рублей.
Если Вам нравятся наши публикации, ставьте лайк, чтобы видеть их в своей ленте чаще.
Источник
В соответствии с пунктом 26 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2020 году, утвержденным приказом ФАС России от 17.04.2020 N 410/20, ФАС России направляет разъяснение по вопросу рекламы лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона “О рекламе” реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона “О рекламе” объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
При этом в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона “О рекламе” не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Таким образом, реклама деятельности, подлежащей лицензированию, при отсутствии у организации или индивидуального предпринимателя лицензии на осуществление такой деятельности, Федеральным законом “О рекламе” не допускается.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” лицензированию подлежит, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”).
С учетом изложенного, реклама медицинской деятельности, оказываемой лицом, не имеющим лицензии на осуществление такой деятельности, Федеральным законом “О рекламе” не допускается.
При этом в соответствии со статьей 13 Федерального закона “О рекламе” рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям указанного Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
Однако Федеральный закон “О рекламе” не содержит положений, обязывающих указывать информацию о лицензии непосредственно в рекламе деятельности, подлежащей лицензированию.
Таким образом, указывать информацию о лицензии непосредственно в рекламе деятельности, подлежащей лицензированию, не требуется.
2. Специальные требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины установлены статьей 24 Федерального закона “О рекламе”.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона “О рекламе” реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Указанная норма требует включать в содержание рекламы лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий один из видов предупреждения:
– о наличии противопоказаний к их применению и использованию;
– о необходимости ознакомления с инструкцией по применению объекта рекламирования;
– о необходимости получения консультации специалистов. При этом в зависимости от вида объекта рекламирования рекламодатель самостоятельно вправе определить, какой из этих видов предупреждения использовать в рекламе.
Таким образом, реклама медицинских изделий, должна в каждом случае содержать предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 Федерального закона “О рекламе”, что подтверждается постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.04.2018 N Ф08-2020/2018 по делу N А63-12383/2017, при этом, определением от 03.07.2018 N 308-КГ18-8316 по делу N А63-12383/2017 Верховный Суд Российской Федерации в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказал.
В рекламе лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, – не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Вместе с тем Федеральный закон “О рекламе” не содержит норм, определяющих каким именно образом необходимо осуществлять размещение текста в рекламе.
Информация должна быть четко и ясно доведена до потребителей рекламы для адекватного восприятия.
По мнению специалистов ФАС России, площадь предупреждения следует рассчитывать исходя из соотношения площади всего рекламного макета (рекламного объявления) и площади пространства, занимаемой текстом предупреждения, что подтверждается постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.2020 N Ф08-946/2020 по делу N А63-12076/2019.
При этом, расчет площади такого предупреждения (надписи) осуществляется, исходя из аналогии с так называемым размером “кегля шрифта”, принятым в издательском деле.
Согласно ОСТу 29.130-97 – Издания. Термины. Определения. под размером “кегля шрифта” понимается размер шрифта, соответствующий расстоянию между верхней и нижней гранями литеры. Литера – металлический брусочек с выпуклым изображением печатного знака, употребляемый в типографском наборе.
Требования данной части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
3. В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона “О рекламе” реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Требования части 8 статьи 24 Федерального закона “О рекламе” распространяются исключительно на рекламу, объектом рекламирования которой выступают:
– лекарственные препараты в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты;
– методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации;
– медицинские изделия, для использования которых требуется специальная подготовка.
Вместе с тем вопрос отнесения медицинских изделий к медицинским изделиям, для использования которых требуется специальная подготовка, Федеральным законом “О рекламе” не регулируется, и указанный вопрос в компетенцию ФАС России не входит.
При этом в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608, Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере здравоохранения.
Таким образом, при возникновении вопроса об отнесении тех или иных способов воздействия на организм человека к медицинским услугам или методам профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации, какого-либо товара к медицинским изделиям, для использования которых требуется специальная подготовка, целесообразно направить обращение в Министерство здравоохранения Российской Федерации.
ФАС выпустила разъяснения по вопросу рекламы лекарств, медицинских услуг и изделий.
Запрещена реклама меддеятельности, подлежащей лицензированию, при отсутствии у организации или ИП лицензии. При этом указывать информацию о лицензии непосредственно в рекламе деятельности, подлежащей лицензированию, не требуется.
Реклама лекарств, медицинских услуг и изделий должна содержать один из трех видов предупреждений:
– о получении консультации специалиста.
При этом в зависимости от вида объекта рекламирования рекламодатель вправе самостоятельно определить, какой вид предупреждения использовать.
Даны рекомендации по размещению текста в рекламе, в т. ч. предупреждений.
Источник