Сенсорная комната и занятия в ней противопоказания
У человека есть органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа и слизистая (осязание), вестибулярный аппарат (ощущение веса, чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение). В каждом из этих органов чувств есть рецепторы – периферические звенья анализатора или сенсорной системы (по И. П. Павлову). К примеру, рецепторы зрения – это палочки и колбочки сетчатки глаза. Сам же анализатор состоит из трех частей: периферии (рецептора), проводникового отдела (центростремительных нейронов), коркового отдела (участков коры больших полушарий головного мозга, воспринимающих информацию от соответствующих рецепторных образований).
Таким образом, сенсорную систему (анализатор) можно определить как часть нервной системы, состоящей из рецепторов, нервных путей и отделов головного мозга.
Зная, что такое сенсорная система можно перейти к сенсорике – функции нервной системы, которая заключается в восприятии раздражителей, и выполняется при помощи сенсорной системы (анализатора). Благодаря изучению сенсорики, а также роли сенсорной системы в жизни человека появились специальные комнаты, которые называют сенсорными.
Сенсорная комната — что это?
Определить сенсорную комнату можно как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека. Сенсорную комнату в народе принято называть «комнатой релаксации», однако по сути своей сенсорная комната может использоваться не только с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта. Секрет заключается в сочетании разных стимулов. К ним относятся: свет и цвет, звуки (музыка), запахи, а также тактильные ощущения. Наборы стимулов можно объединить в группы в зависимости от рецептора, на который они воздействуют.
Классификация стимулов
Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение. Кроме того, частицы света (фотоны) поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. Используется терапия цветом, например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование и т.д.
Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной (человек слушает звуки или музыку) и активной (человек сам создает звуки или музыку). Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности (произведения Моцарта), музыкальные произведения с быстрым темпом (вальсы) – возбуждение.
Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.
Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.
Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное. Аналогично можно разделить и сами комнаты.
Виды сенсорных комнат
Релаксационная сенсорная комната
Как правило, эта комната имеет мягкое покрытие, настенные и напольные маты. В ней присутствуют пуфики и подушечки, кресло-качалка, повторяющее контуры тела человека, сухой бассейн с безопасными зеркалами. Она снабжена световыми приборами, которые создают рассеянный свет, обладают фибероптическим эффектом (звездное небо, звездный дождь), подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь). Такая комната дополняется установкой для ароматерапии и музыкальной системой для воспроизведения.
Здесь используется следующий набор стимулов: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка или звуки природы, приятный запах, удобная свободная поза в сочетании с тактильными ощущениями невесомости, мягкости и нежности.
Активационная сенсорная комната
Комната покрыта сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные тропы для ног, воздушно-пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании). Комната оборудована световыми приборами, обладающими светооптическим эффектом и звуковым сопровождением (интерактивные панели, системы прожекторов). Также есть система для воспроизведения музыки или наборов звуков. Могут присутствовать массажные мячики и прочие подобные вещи. Для усиления световых эффектов комната может иметь специальные зеркала, способные зрительно изменять площадь комнаты в большую сторону.
Здесь используется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание) на рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состояние возбуждения.
Для чего нужна сенсорная комната?
Показаниями к занятиям в сенсорной комнате могут служить:
- неврозоподобные состояния,
- адаптационные расстройства,
- нарушения в эмоциональной сфере (страхи, замкнутость),
- психосоматические заболевания,
- стресс, депрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение,
- мышечное напряжение,
- нарушения в сфере поведения (агрессивное поведение),
- синдром гиперактивности и дефицита внимания,
- ослабление сенсорных функций (зрение, слух, осязание),
- задержка речевого и психомоторного развития,
- резидуально-органические поражения ЦНС,
- нарушения двигательных функций,
- легкие формы аутизма,
- энурез и энкопрез,
- нервный тик,
- заикание.
Где и как применяются сенсорные комнаты?
В настоящее время сенсорные комнаты используются в самых разных учреждениях: школах, детских садах, интернатах, больницах, родильных домах, санаториях, а также в качестве комнат отдыха различными фирмами и компаниями, психологами.
В школах, детских садах, интернатах сенсорные комнаты используют в основном для коррекции различных расстройств у детей. Занятия с детьми происходят в форме игры.
В больницах сенсорные комнаты используются в основном для подготовки больных к операции, снижению у больных невротических и вегето-сосудистых реакций, для снятия или уменьшения хронических болей.
В родильных домах с помощью сенсорных комнат готовят женщин к родам.
Очень популярно использовать сенсорные комнаты в частных компаниях для снятия стресса у сотрудников и повышения их работоспособности.
Обычно занятия в сенсорной комнате составляют не более 45 минут. Занятия могут проводиться как небольшими группами 2-4 человека, так и индивидуально. Во время занятия в сенсорной комнате человек может быть наедине с собой или вместе со специалистом-психологом. Обычно для психосоматических расстройств и вегето-сосудистых реакций достаточно воздействия только стимулов сенсорной комнаты, а для коррекции развития и лечения, к примеру, различных эмоциональных, адаптационных расстройств необходима также требуется дополнительная помощь специалиста-психолога.
Ограничений по возрасту нет. В домашних условиях можно создать атмосферу, близкую к той, которая есть в сенсорной комнате.
Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты
Противопоказаниями являются глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания. Ограничение – гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.
Заключение
Изучение сенсорных систем активно развивается. Воздействие через рецепторы на головной мозг занимает умы многих ученых мира. И хотя исследования еще не окончены, мы с вами уже знаем, что сенсорная комната, несомненно, является уникальным «изобретением» и оказывает положительное воздействие на организм человека.
Источник
Задача психологов заключается в том, чтобы предоставить детям средства, которые позволят открыть все окна и двери в их внутренний мир.
Современный ребенок, подросток и даже взрослый получает множество внешних аудивизуальных стимулов. Они разрознены, не структурированы, они иногда завораживают, а иногда пугают. Сформировать у ребенка, подростка целостное представление о подчас недоступных для действенного восприятия явлениях, гармонизировать представления о «картине мира», а в ряде случаев корригировать их – сложная и интересная проблема современной педагогики и психологии. На современном этапе развития общества эта проблема вышла за рамки только педагогической, она вошла в круг и психологических, и медицинских проблем.
Попытка решить проблему интерпретации внешних аудио- и визуальных стимулов, их общеразвивающего, лечебного и психологического воздействия привела к идее создания специальной полифункциональной интерактивной среды – сенсорной комнаты.
Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.
Правильно подобранное оборудование сенсорной комнаты воздействует на все органы чувств и позволяет создать у ребенка ни с чем несравнимую по гармонии «картину мира», того райского уголка, который дает удивительные ощущения.
В состав сенсорной комнаты входят: сухой бассейн, модульные комплексы, пузырьковая колонна, «звездная сеть», фонтан с каскадирующей трубкой, висящая система «электродождь», сенсорная тропа для ног, игровое тактильное панно, проектор, волшебная нить, пуфик-кресло, диван, подушечки с гранулами из пенолистрола, кресло-трансформер, аромотерапия, музыкотерапия, сказочный шатер.
Сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок (взрослый) сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и психологом.
Работа психолога в нашей школе в условиях сенсорной комнаты позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психотерапевтического воздействия:
релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых; развитие, коррекцию, а в ряде случаев и восстановление у них зрительно-моторной координации и сенсерно-перцептивной чувствительности;
фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;
повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
развитие воображения и творческих способностей детей, подростков, взрослых;
коррекцию психо-эмоциональных состояний.
Адекватно дозированные занятия с людьми разного возраста с разным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития активизируют их деятельность, стимулируют развитие и коррекцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания – и создают условия для саморегулирования процессов торможения и возбуждения.
Количество коррекционных занятий зависит от степени выраженности заявленных проблем и составляет от 10 до 15 занятий с обязательным повтором через 6 месяцев или повторного посещения по мере поступления проблем.
Коррекционные занятия проводятся психологами только с использованием возможностей сенсорной комнаты и компьютерных программ.
Назначение сенсорной комнаты.
Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Сенсорная комната, оснащенная стимуляторами различного типа, позволяет получить дополнительную стимуляцию органов чувств. Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.
Показания к занятиям в сенсорной комнате.
• различные психоневрологические проблемы: неврозоподобные состояния;
• задержки психомоторного и речевого развития;
• аутизм (легкие формы);
• адаптационные расстройства (при поступлении в , школу, смене места жительства и т.п.);
• школьные проблемы (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации);
• явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность)
• нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость)
• психосоматические заболевания
• различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния
Противопоказания.
• инфекционные заболевания.
• эпилептический синдром или готовность к эпилепсии,
• психоневрологические заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов,
При наличии вышеизложенных явлений, занятия проходят в рамках специально разработанной психологом программы, учитывающей потребности и особенности ребенка. Состав группы (подгруппы) также регулируется в зависимости от заболевания, особенностей ребенка. Предусмотрена возможность индивидуального подхода во время занятий (занятия с одним ребенком).
Возрастные категории.
Занятия в Сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей и подростков. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, подростка, обусловленных возрастным периодом
Младший школьный возраст (6-11 лет).
• развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения).
• развитие эмоциональной сферы.
• развитие познавательного интереса, мотивации к обучению.
• развитие способности к произвольной регуляции деятельности (снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания).
• повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям.
• психоэмоциональная разгрузка, достижение душевного равновесия
Подростковый возраст (12-16 лет).
• повышенная агрессивность, склонность к разрушительным действиям
• резкие и немотивированные колебания настроения
• чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость
• снятие мышечного и психоэмоционального напряжения
• развитие коммуникативных навыков
Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит равнодушным того, кто хоть раз побывал в ней. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности.
Форма проведения занятий.
Занятия проводятся в подгруппах (4-6 человека), индивидуальной форме. Продолжительность занятий составляет 30 минут (развивающие занятия), 50-60 минут (психотерапия, психокоррекция). Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики изменений и развития.
Психолог Е. В. Шульгина
Источник
Сенсорная комната находится в кабинете психологической службы № 103.
Для кого в первую очередь предназначена сенсорная комната во Дворце ?
Занятия в сенсорной комнате в первую очередь показаны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Форма проведения занятий: индивидуальная. Занятия по продолжительности от 15 до 30 минут.
Для нормотипичных детей возможны индивидуальная и групповая формы проведения занятий максимальная наполняемость групп 8 детей (в соответствии с СанПиНом 2.4.1.2660-10 “Санитарно-эпидемиоло-гические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”).
Занятия по продолжительности до 30 минут.
Возраст обучающихся: 5 – 10 лет
Что мы делаем в сенсорной комнате?
Сенсорная комната – это не игровая, где ребенок проводит досуг и отдыхает. Здесь проходят специальные занятия, на которых ребенок выполняет упражнения с использованием оборудования. Например, ладонями и стопами трогает разные по фактуре поверхности, или «купается» в бассейне с шариками, прислушиваясь к своим ощущениям. Один из основных методов, используемых в сенсорной комнате, релаксация (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление»).
Детей охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате воздействия спокойной музыки и приглушенного света. Все упражнения организованы в игровой форме.
Занятие проводят педагоги- психологи, имеющие необходимые компетенции: владеющие знаниями об особенностях сенсорного восприятия, учитывающие психолого-возрастные особенности развития детей.
Какие правила поведения для обучающихся в сенсорной комнате?
Для получения максимальной пользы от пребывания в «волшебной комнате» нужно соблюдать правила:
1.При входе снимать обувь.
2.Не приходить в комнату с симптомами заболеваний (насморк, кашель), или в состоянии болезни.
3.Не приносить в комнату школьные принадлежности, напитки и еду, игрушки.
4.Не мешать друг другу выполнять упражнения.
5.Не включать самостоятельно оборудование.
6.Выполнять инструкции педагога – психолога.
7.Бережно относиться к оборудованию сенсорной комнаты
Как записаться в сенсорную комнату?
1.Обратиться с запросом в психологическую службу в к.103.
2.Согласовать запрос и свободное время психолога.
3.Предоставить справку ПМПК для детей с ОВЗ.
4.Определить индивидуальный график посещений обучающимся.
Занятия в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:
· снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
· активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
· стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух);
· развитие двигательных функций;
· создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к учебе.
Показания для детей:
1. Различные психоневрологические проблемы:
· неврозы и неврозоподобные состояния;
· задержки психомоторного и речевого развития;
· органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков;
· аутизм, РАС;
· адаптационные расстройства;
· школьные проблемы (тревожность)
· необходимость проведения семейной психокоррекции.
2. Все формы детского церебрального паралича.
3. Двигательные нарушения другой этиологии.
4. Нарушения зрения, слуха, речи.
Противопоказаниями для проведения сеансов в сенсорной комнате являются:
– глубокая умственная отсталость
– инфекционные заболевания.
Частичными противопоказаниями являются наличие у ребенка частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы.
Осторожно следует подходить к занятиям с детьми, имеющими следующие проблемы:
- Астенические проявления. Активная стимуляция людей с астеническим синдромом к разнообразной деятельности часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступил спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для людей с нормальной работоспособностью. Время наращивается от 7 до 15-20 минут.
- Коммуникативные нарушения. Рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.
- Синдром гиперреактивности, (двигательной расторможенности). Для занятий с такими детьми в тёмной сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители, необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции.
- Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии. ВНИМАНИЕ! Занятия с людьми страдающими данными заболеваниями, проводятся только после консультации с врачом- психоневрологом. Если врач допускает возможность её применения, то время пребывания в ней строго ограничено. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом. Нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.
- Психоневрологические заболевания. Нежелательно проводить занятия с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами
- Нарушения зрения. Занятия с такими людьми требуют особого подхода. В этом случае опора делается на более сохранные слуховые анализаторы. Занятия в тёмной комнате с людьми с нарушением зрения требуют комплексного взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога.
- Нарушение слуха. Поскольку система работы ориентирована на тактильное, зрительное и слуховое восприятие, людям с нарушением слуха трудно понимать без звукового сопровождения или словесного пояснения те или иные зрительные или тактильные эффекты. Музыкальное сопровождение занятий становиться для глухих людей недоступно.
- Тревожные дети. При работе с такими детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.
Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих результатов:
- улучшение настроения;
- появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;
- получение положительных эмоций;
- нормализация сна;
- снижение тревожности и беспокойства;
- уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;
- отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;
- ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний;
- ускорение процессов мозговой активности;
- стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.
Сенсорная комната предоставляет неограниченные возможности в получении разнообразных зрительных, слуховых, тактильных стимулов, а также использования данной стимуляции длительное время. Сочетание данных стимулов оказывает на психическое, эмоциональное развитие ребенка расслабляющее, восстанавливающее и в то же время тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее действие. На занятиях в сенсорной комнате задействован каждый анализатор, поэтому восприятие становится более активным, гармоничным.
Источник