Сенсорная комната показания и противопоказания
У человека есть органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа и слизистая (осязание), вестибулярный аппарат (ощущение веса, чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение). В каждом из этих органов чувств есть рецепторы – периферические звенья анализатора или сенсорной системы (по И. П. Павлову). К примеру, рецепторы зрения – это палочки и колбочки сетчатки глаза. Сам же анализатор состоит из трех частей: периферии (рецептора), проводникового отдела (центростремительных нейронов), коркового отдела (участков коры больших полушарий головного мозга, воспринимающих информацию от соответствующих рецепторных образований).
Таким образом, сенсорную систему (анализатор) можно определить как часть нервной системы, состоящей из рецепторов, нервных путей и отделов головного мозга.
Зная, что такое сенсорная система можно перейти к сенсорике – функции нервной системы, которая заключается в восприятии раздражителей, и выполняется при помощи сенсорной системы (анализатора). Благодаря изучению сенсорики, а также роли сенсорной системы в жизни человека появились специальные комнаты, которые называют сенсорными.
Сенсорная комната — что это?
Определить сенсорную комнату можно как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека. Сенсорную комнату в народе принято называть «комнатой релаксации», однако по сути своей сенсорная комната может использоваться не только с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта. Секрет заключается в сочетании разных стимулов. К ним относятся: свет и цвет, звуки (музыка), запахи, а также тактильные ощущения. Наборы стимулов можно объединить в группы в зависимости от рецептора, на который они воздействуют.
Классификация стимулов
Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение. Кроме того, частицы света (фотоны) поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. Используется терапия цветом, например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование и т.д.
Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной (человек слушает звуки или музыку) и активной (человек сам создает звуки или музыку). Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности (произведения Моцарта), музыкальные произведения с быстрым темпом (вальсы) – возбуждение.
Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.
Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.
Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное. Аналогично можно разделить и сами комнаты.
Виды сенсорных комнат
Релаксационная сенсорная комната
Как правило, эта комната имеет мягкое покрытие, настенные и напольные маты. В ней присутствуют пуфики и подушечки, кресло-качалка, повторяющее контуры тела человека, сухой бассейн с безопасными зеркалами. Она снабжена световыми приборами, которые создают рассеянный свет, обладают фибероптическим эффектом (звездное небо, звездный дождь), подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь). Такая комната дополняется установкой для ароматерапии и музыкальной системой для воспроизведения.
Здесь используется следующий набор стимулов: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка или звуки природы, приятный запах, удобная свободная поза в сочетании с тактильными ощущениями невесомости, мягкости и нежности.
Активационная сенсорная комната
Комната покрыта сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные тропы для ног, воздушно-пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании). Комната оборудована световыми приборами, обладающими светооптическим эффектом и звуковым сопровождением (интерактивные панели, системы прожекторов). Также есть система для воспроизведения музыки или наборов звуков. Могут присутствовать массажные мячики и прочие подобные вещи. Для усиления световых эффектов комната может иметь специальные зеркала, способные зрительно изменять площадь комнаты в большую сторону.
Здесь используется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание) на рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состояние возбуждения.
Для чего нужна сенсорная комната?
Показаниями к занятиям в сенсорной комнате могут служить:
- неврозоподобные состояния,
- адаптационные расстройства,
- нарушения в эмоциональной сфере (страхи, замкнутость),
- психосоматические заболевания,
- стресс, депрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение,
- мышечное напряжение,
- нарушения в сфере поведения (агрессивное поведение),
- синдром гиперактивности и дефицита внимания,
- ослабление сенсорных функций (зрение, слух, осязание),
- задержка речевого и психомоторного развития,
- резидуально-органические поражения ЦНС,
- нарушения двигательных функций,
- легкие формы аутизма,
- энурез и энкопрез,
- нервный тик,
- заикание.
Где и как применяются сенсорные комнаты?
В настоящее время сенсорные комнаты используются в самых разных учреждениях: школах, детских садах, интернатах, больницах, родильных домах, санаториях, а также в качестве комнат отдыха различными фирмами и компаниями, психологами.
В школах, детских садах, интернатах сенсорные комнаты используют в основном для коррекции различных расстройств у детей. Занятия с детьми происходят в форме игры.
В больницах сенсорные комнаты используются в основном для подготовки больных к операции, снижению у больных невротических и вегето-сосудистых реакций, для снятия или уменьшения хронических болей.
В родильных домах с помощью сенсорных комнат готовят женщин к родам.
Очень популярно использовать сенсорные комнаты в частных компаниях для снятия стресса у сотрудников и повышения их работоспособности.
Обычно занятия в сенсорной комнате составляют не более 45 минут. Занятия могут проводиться как небольшими группами 2–4 человека, так и индивидуально. Во время занятия в сенсорной комнате человек может быть наедине с собой или вместе со специалистом-психологом. Обычно для психосоматических расстройств и вегето-сосудистых реакций достаточно воздействия только стимулов сенсорной комнаты, а для коррекции развития и лечения, к примеру, различных эмоциональных, адаптационных расстройств необходима также требуется дополнительная помощь специалиста-психолога.
Ограничений по возрасту нет. В домашних условиях можно создать атмосферу, близкую к той, которая есть в сенсорной комнате.
Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты
Противопоказаниями являются глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания. Ограничение – гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.
Заключение
Изучение сенсорных систем активно развивается. Воздействие через рецепторы на головной мозг занимает умы многих ученых мира. И хотя исследования еще не окончены, мы с вами уже знаем, что сенсорная комната, несомненно, является уникальным «изобретением» и оказывает положительное воздействие на организм человека.
Источник
Задача психологов заключается в том, чтобы предоставить детям средства, которые позволят открыть все окна и двери в их внутренний мир.
Современный ребенок, подросток и даже взрослый получает множество внешних аудивизуальных стимулов. Они разрознены, не структурированы, они иногда завораживают, а иногда пугают. Сформировать у ребенка, подростка целостное представление о подчас недоступных для действенного восприятия явлениях, гармонизировать представления о «картине мира», а в ряде случаев корригировать их – сложная и интересная проблема современной педагогики и психологии. На современном этапе развития общества эта проблема вышла за рамки только педагогической, она вошла в круг и психологических, и медицинских проблем.
Попытка решить проблему интерпретации внешних аудио- и визуальных стимулов, их общеразвивающего, лечебного и психологического воздействия привела к идее создания специальной полифункциональной интерактивной среды – сенсорной комнаты.
Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.
Правильно подобранное оборудование сенсорной комнаты воздействует на все органы чувств и позволяет создать у ребенка ни с чем несравнимую по гармонии «картину мира», того райского уголка, который дает удивительные ощущения.
В состав сенсорной комнаты входят: сухой бассейн, модульные комплексы, пузырьковая колонна, «звездная сеть», фонтан с каскадирующей трубкой, висящая система «электродождь», сенсорная тропа для ног, игровое тактильное панно, проектор, волшебная нить, пуфик-кресло, диван, подушечки с гранулами из пенолистрола, кресло-трансформер, аромотерапия, музыкотерапия, сказочный шатер.
Сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок (взрослый) сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и психологом.
Работа психолога в нашей школе в условиях сенсорной комнаты позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психотерапевтического воздействия:
релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых; развитие, коррекцию, а в ряде случаев и восстановление у них зрительно-моторной координации и сенсерно-перцептивной чувствительности;
фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;
повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
развитие воображения и творческих способностей детей, подростков, взрослых;
коррекцию психо-эмоциональных состояний.
Адекватно дозированные занятия с людьми разного возраста с разным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития активизируют их деятельность, стимулируют развитие и коррекцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания – и создают условия для саморегулирования процессов торможения и возбуждения.
Количество коррекционных занятий зависит от степени выраженности заявленных проблем и составляет от 10 до 15 занятий с обязательным повтором через 6 месяцев или повторного посещения по мере поступления проблем.
Коррекционные занятия проводятся психологами только с использованием возможностей сенсорной комнаты и компьютерных программ.
Назначение сенсорной комнаты.
Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Сенсорная комната, оснащенная стимуляторами различного типа, позволяет получить дополнительную стимуляцию органов чувств. Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.
Показания к занятиям в сенсорной комнате.
• различные психоневрологические проблемы: неврозоподобные состояния;
• задержки психомоторного и речевого развития;
• аутизм (легкие формы);
• адаптационные расстройства (при поступлении в , школу, смене места жительства и т.п.);
• школьные проблемы (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации);
• явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность)
• нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость)
• психосоматические заболевания
• различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния
Противопоказания.
• инфекционные заболевания.
• эпилептический синдром или готовность к эпилепсии,
• психоневрологические заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов,
При наличии вышеизложенных явлений, занятия проходят в рамках специально разработанной психологом программы, учитывающей потребности и особенности ребенка. Состав группы (подгруппы) также регулируется в зависимости от заболевания, особенностей ребенка. Предусмотрена возможность индивидуального подхода во время занятий (занятия с одним ребенком).
Возрастные категории.
Занятия в Сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей и подростков. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, подростка, обусловленных возрастным периодом
Младший школьный возраст (6-11 лет).
• развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения).
• развитие эмоциональной сферы.
• развитие познавательного интереса, мотивации к обучению.
• развитие способности к произвольной регуляции деятельности (снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания).
• повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям.
• психоэмоциональная разгрузка, достижение душевного равновесия
Подростковый возраст (12-16 лет).
• повышенная агрессивность, склонность к разрушительным действиям
• резкие и немотивированные колебания настроения
• чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость
• снятие мышечного и психоэмоционального напряжения
• развитие коммуникативных навыков
Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит равнодушным того, кто хоть раз побывал в ней. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности.
Форма проведения занятий.
Занятия проводятся в подгруппах (4-6 человека), индивидуальной форме. Продолжительность занятий составляет 30 минут (развивающие занятия), 50-60 минут (психотерапия, психокоррекция). Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики изменений и развития.
Психолог Е. В. Шульгина
Источник
Для гармоничного развития, ребенку важно получать разнообразные эмоции и ощущения. Жизнь в современной городской среде во многом является оторванной от природы и естественной физической активности, поэтому часто приходится искать дополнительные возможности, чтобы приобрести необходимый двигательный и чувственный опыт. Одним из способов восполнения нехватки ощущений могут стать сенсорные комнаты для детей.
Предназначение
Сенсорная комната — это специальное помещение, предназначенное для стимуляции восприятия через органы чувств. Часто ее называют комнатой для релаксации, однако расслаблением ее ценность не исчерпывается. Благодаря специальному оборудованию в сенсорной комнате создается среда, помогающая человеку нужным образом воздействовать на зрение, слух, обоняние, осязание, что способствует обретению гармонии с собой и окружающим миром, учит обращать внимание на работу своего тела и разбираться в оттенках своих ощущений.
Важность сенсорной комнаты для детей заключается в ее развивающем значении. Дело в том, что сенсорное восприятие играет особенно большую роль в первые годы жизни: дети знакомятся с реальностью через органы чувств и это влияет не только на их физическое и психическое состояние, но и на формирование мозга. Если ребенок не получает необходимые ощущения, это будет негативно сказываться на его развитии и в будущем может привести к разнообразным проблемам. Сенсорная комната может помочь ребенку приобрести соответствующий опыт: здесь он, играя, тренирует свой вестибулярный аппарат и мелкую моторику, открывает для себя разнообразие тактильных ощущений, звуков, цветов и запахов. Это способствует не только нормализации психического состояния и совершенствованию органов чувств, но и проявлению интереса к окружающему миру и развитию способностей.
В сенсорной комнате дети чувствуют себя в безопасности, поэтому они могут открыто проявлять себя, экспериментировать, творить, пробовать новое. Там могут проходить занятия, развивающие мышление, воображение, социальные навыки. Работа с детьми в сенсорной комнате проходит в форме игры, главное здесь – вызвать искренний интерес и открытость ребенка.
Виды
Сенсорные комнаты делятся на два вида: пассивные (темные), которые расслабляют и успокаивают, и активные (светлые) — тонизирующие и побуждающие к действию. Это различие достигается через использование разных стимулов. Например, комната для релаксации обычно затемненная, там стоит принимающая форму тела мягкая мебель, звучит умиротворяющая музыка. Ее предназначение — гармонизация психологического состояния, восстановление после стресса, отдых, расслабление.
Активные сенсорные комнаты, напротив, тонизируют ребенка и заряжают его энергией. Там проводятся активные игры и физические занятия, направленные на развитие общей и мелкой моторики, чувственного восприятия, а также мышления, творческих и социальных навыков. Эти комнаты освещаются дневным либо ярким электрическим светом, там могут использоваться интенсивные звуковые и цветовые эффекты с интерактивными свойствами, которые меняются в зависимости от действий ребенка, сенсорные панели, разнообразные фактурные поверхности и предметы – то, что притягивает внимание и побуждает к действиям. Активные сенсорные комнаты для детей могут иметь спортивные элементы (например, различные тренажеры) для физкультуры и игр.
Достаточно сложно совмещать в одной сенсорной комнате одновременно и успокаивающие, и возбуждающие элементы, однако она может делиться на разные зоны: пассивную и активную.
Необходимое оснащение
Оборудование для сенсорной комнаты для детей зависит от ее предназначения.
Мебель в пассивной сенсорной комнате, принимающая форму тела, удобная и безопасная, пол и стены часто отделаны чем-то мягким (коврики, подстилки). Там могут использоваться приспособления для массажа, способствующие расслаблению мышц: разнообразные массажные тренажеры и валики. Большое внимание в пассивной сенсорной комнате уделяется осветительным приборам. Ее успокаивающая атмосфера достигается благодаря использованию источников неяркого, но завораживающего света: фиброоптического волокна, воздушнопузырьковых колонн, световых фонтанов, проекторов.
В активной сенсорной комнате обычно используется яркое освещение и тонизирующие звуки. Там могут находиться разнообразные тренажеры для тренировки баланса и стимуляции мышц, наборы для подвижных игр. Один из самых популярных элементов сенсорной комнаты (как активной, так и пассивной) — бассейн, наполненный пластиковыми шариками. Игра в нем сопровождается необычными ощущениями, похожими на чувство невесомости, и является хорошей тренировкой вестибулярного аппарата, координации движения и мелкой моторики. Также в активной сенсорной комнате применяются специфические приспособления, например, сенсорные или светозвуковые интерактивные панели, экраны для рисования песком.
Оборудование для сенсорных комнат для детей-инвалидов должно принимать во внимание их особенности (например, ребенку в инвалидном кресле что-то может оказаться недоступным просто технически), однако в целом они предназначены для всех: для детей и взрослых, для здоровых или обладающих ограниченными возможностями.
Классификация сенсорных стимулов
Важной особенностью сенсорной комнаты является одновременное воздействие на разные органы чувств. При этом возможно объединить различные направления сенсорной стимуляции, чтобы создать у человека целостную картину, научить его связывать воедино свои ощущения, обращать внимание на то, как они усиливают друг друга или, наоборот, ослабляют. Рассмотрим вкратце каждое из направлений.
Обоняние
Метод, который работает с запахами, называется ароматерапией. В сенсорных комнатах чаще всего используются эфирные масла (однако можно попробовать использовать и сами растения, например, дать ребенку понюхать корку апельсина или пахучую и колючую веточку сосны — это будет и обонятельное, и осязательное ощущение). В зависимости от предназначения запахи делятся на тонизирующие (цитрусовые, бергамот, розмарин, лимонник и т. д.) и расслабляющие (мята, ладан, шалфей, лаванда и т. д.).
Зрение
Направления, работающие с тем, что мы видим – это светотерапия, или цветотерапия. Работа со светом особенно важна в темное время года, когда недостаток солнца вызывает так называемые сезонные депрессии. Яркость света влияет на наше состояние тонизирующе, а его отсутствие усыпляет. Также для воздействия на психологический настрой можно использовать разные цвета. Теплые (оранжевый, красный) – стимулируют, а холодные (синий, фиолетовый, зеленый) – успокаивают. Кроме того, работа с цветом может быть хорошей диагностикой: любимые цвета и цветовые тесты показывают психологическое состояние человека, его бессознательные чувства.
Слух
Работающий со звуками и музыкой метод называется звукотерапией. Звук – это волна, которая не только воздействует на барабанные перепонки (поэтому мы слышим), но и резонирует с нашими внутренними органами; на этом и базируется его терапевтический эффект. Правильно подобранная музыка способна облегчать боль, расслаблять или, наоборот, возбуждать. В занятиях с детьми в сенсорной комнате можно применять все, что звучит: различные инструменты, барабаны, колокольчики, интерактивные звучащие панели. Эта терапия тоже бывает активной и пассивной, в первом случае ребенок сам играет на музыкальном инструменте, или каким-то образом создает разные звуки, во втором – просто слушает.
Осязания и вестибулярный аппарат
С движениями и прикосновениями работают различные телесные практики. Работа с физическими ощущениями важна не только для тренировки мышц, но и для гармоничного психологического состояния и развития. Сенсорные комнаты хорошо подходят для развития у детей правильной физической активности, моторики, осязания, тренировки вестибулярного аппарата. Здесь ребенок может свободно экспериментировать со своим телом: кувыркаться, играть в сухом бассейне, ходить босиком по разным фактурам и так далее.
Зачем нужна сенсорная стимуляция?
Тот или иной позитивный эффект от работы со своими органами чувств может получить каждый. Причем в зависимости от особенностей человека результат будет разным: например, гиперактивным детям занятия в сенсорной комнате помогают справиться с чрезмерным возбуждением, а замкнутому ребенку – открыться, и в безопасной обстановке учиться проявлять интерес к окружающему миру и другим людям. Поэтому все чаще сенсорные комнаты, или их отдельные элементы, устанавливаются в детских учреждениях, торгово-развлекательных центрах, больницах, интернатах.
Показаниями к сенсорной стимуляции могут стать психологические сложности (например, замкнутость, тревожность), нарушения в сфере двигательной активности (мышечное напряжение), проблемы с органами чувств. Детям с ограниченными возможностями сенсорная комната поможет получить те ощущения, которых они лишены в своей обычной жизни. Например, для детей с аутизмом или ДЦП сенсорная коррекция является необходимой частью лечения и реабилитации. Для детей-инвалидов сенсорная комната тем важнее, что там они получают позитивный эмоциональный заряд, помогающий им бороться с недугами и переносить неприятные лечебные процедуры.
Посещать сенсорную комнату нельзя при наличии инфекционных заболеваний, а также нужно учитывать индивидуальные особенности: например, при неврологических нарушениях важно с осторожностью использовать световые и звуковые эффекты, потому что они могут спровоцировать обострение (например, эпилептический припадок).
Источник