Сурья бхедана пранаяма противопоказания
Ряд йогических дыхательных техник использует изолированное дыхание через разные ноздри. Существуют различные варианты асимметричного дыхания, и эффекты от их применения могут быть диаметрально противоположны.
С точки зрения древней метафизической, или «йогической» анатомии, в структуру человеческого существа входят два основополагающих канала, располагающихся слева и справа от позвоночника. Справа расположен канал Пингала, отвечающий за активное, солнечное, мужское, возбуждающее, горячее начало. Слева – канал Ида, управляющий процессами торможения; этот канал традиционно отождествляют с пассивным, лунным, женским, холодным и тормозящим началом.
Оба канала начинаются соотвественно в правой и левой ноздрях.
С точки зрения современной физиологии канал Пингала можно отождествить с симпатической нервной системой, канал Ида – с парасимпатической.
Сегодня научные данные со всей очевидностью показывают, что вегетативная нервная система (ВНС) действительно имеет функциональную асимметрию. С точки зрения вегетативной регуляции правая и левая половина человеческого тела неидентичны, и воздействия на левую и правую сторону могут иметь различные эффекты.
К примеру, воздействия на левый и правый блуждающий нерв будут оказывать несколько разные воздействия на сердце: правый по сравнению с левым в большей степени вызывает снижение частоты сердечных сокращений; есть основания считать, что левый nervus vagus в большей степени влияет на сократимость желудочков, а правый – на сердечный ритм (Hondeghem LM, Mouton E, Stassen T, et al., 1975).
Таким образом, парасимпатические влияния на сердце в экспериментах демонстрируют явную асимметрию. Симпатические воздействия также неидентичны слева и справа – стимуляция правого звездчатого симпатического ганглия в экспериментах на собаках приводит к большему увеличению частоты сердечных сокращений, чем при стимуляции левого симпатического ганглия; стимуляция же левого ганглия приводит к большему усилению сократительной функции левого желудочка по сравнению со стимуляцией правого звездчатого ганглия (Levy M., Martin P.,1979).
Асимметрия, связанная в вегетативной регуляцией, выявлена и для центральной нервной системы. Полушария головного мозга по-разному участвуют в поддержании вегетативного баланса. В работе Щегловой и Пономаревой (2008) показано, что у здоровых испытуемых с преобладанием уровня постоянного потенциала (УПП) в правом полушарии по сравнению с левым отмечались более высокий индекс Кердо и большая частота пульса. Данная зависимость обнаружена в лобной и центральной областях для индекса Кердо, и в теменной области для пульса. Можно думать, что у лиц с более высоким УПП в правом полушарии преобладают симпатикотонические влияния. Полученные данные подтверждают ту точку зрения, что активация левого полушария приводит к усилению парасимпатикотонии, а правого – к росту симпатикотонии. (В.Ф. Фокин и соавт., Научный центр неврологии РАМН, Москва).
В хатха-йоге используются типы асимметричного дыхания, называемые сурья-бхедана и чандра-бхедана. Сурья-бхедана (или «солнечное дыхание») – дыхание через правую ноздрю, обладающее преимущественно тонизирующим и активизирующим эффектом. По многочисленным научным данным, асимметричное дыхание через правую ноздрю способствует активации симпатической нервной системы. Чандра-бхедана («лунное дыхание») – дыхание через левую ноздрю, приводящее к развитию тормозящих и расслабляющих влияний, является парасимпатической техникой. Техника, именуемая нади-шодхана, использует попеременное дыхание через обе ноздри и, как считается, обладает уравновешивающим влиянием на вегетативную нервную систему.
Слизистая носоглотки теснейшим образом связана с головным мозгом. Стимуляция воздушной струей внутренней поверхности носа приводит к многообразным рефлекторным изменениям в центральной нервной системе – каждый раз, когда происходит вдох и выдох через нос, волнообразно меняется тонус сосудов головного мозга, стимулируются процессы ликвороциркуляции и поддержания внутричерепного давления.
Кроме того, асимметричное дыхание через разные ноздри рефлекторно меняет совокупную активность полушарий головного мозга и тех его отделов, которые отвечают за вегетативный тонус.
В экспериментах с участием здоровых молодых добровольцев показано, что изолированное дыхание через одну ноздрю меняет ЭЭГ-активность контрлатерального полушария, в связи с чем авторы указывают, что «результаты показывают возможности использования асимметричного дыхания в лечении психопатологических состояний, связанных с нарушениями латерализации полушарий головного мозга» (Werntz DA, Bickford RG, Shannahoff-Khalsa D., 1987)
Другое исследование показывает, что увеличение ЭЭГ-активности мозга происходит за счет нейрогенных воздействий в области верхнего носового хода. Данный активирующий эффект может быть получен путем вдувания воздуха в верхний носовой ход без раздувания лёгких. Местная анестезия слизистой носа подавляла корковые эффекты стимуляции воздушным потоком (Servit Z, Kristof M, Strejckova A., 1981)
Вполне очевидным представляется влияние асимметричного дыхания на вегетативный тонус и, соответственно, на основные параметры кровообращения (артериальное давление и частоту пульса).
Raghuraj P., Telles S., (2008) сообщают, что в результате практики сурья-бхеданы произошло достоверное увеличение систолического, диастолического и среднего давления. В отличие от этого, систолическое и диастолическое давление снижается после практики нади-шодханы, также происходит снижение систолического и среднего давления после чандра-бхеданы.
Экспериментально показано, что дыхание через правую ноздрю в большей степени увеличивает частоту сердечных сокращений по сравнению с дыханием через левую — в том числе в практике с совместным дыханием капалабхати с частотой дыхания 120 в минуту и более, а также в сочетании с дыханием 6 раз в минуту (Shannahoff-Khalsa DS, Kennedy B.)
Исследования с измерениями уровня потребления кислорода и кожно-гальванического сопротивления также подтверждают, что дыхание через правую ноздрю способствует увеличению активности симпатической системы, а дыхание через левую ноздрю – подавляет симпатическую активность (Telles S, Nagarathna R, Nagendra HR., 1994).
Научно подтвержденная разнонаправленность действия сурья- и чандра-бхеданы имеет многовековой опыт использования в хатха-йоге. Понятно, что в связи с разными эффектами данные техники имеют разные показания и противопоказания.
Техника сурья-бхеданы применяется в тех случаях, когда есть необходимость тонизировать нервную систему и весь организм в целом.
Прямыми показаниями к применению сурья-бхеданы являются:
— артериальная гипотония
— общая избыточная парасимпатикотония, сопровождающаяся низким АД и редким пульсом
— вялость, сонливость
— ожирение
— депрессии
— глистные инвазии
О механизмах последнего показания («Сурья-бхедана уничтожает глистов», Хатха-Йога-Прадипика, 2:50) достоверных научных данных пока нет, и можно лишь догадываться о том, что сложные нейроиммунные взаимосвязи могут активировать, к примеру, деятельность эозинофилов, отвечающих в организме за борьбу с паразитарными инвазиями. Во всяком случае, этот вопрос еще требует изучения.
Противопоказаниями к выполнению сурья-бхеданы являются:
— артериальная гипертония
— нарушения сердечного ритма
— бессоница
— нервное перевозбуждение, истощение
— эпилепсия
Соответственно, показаниями к применению техники чандра-бхеданы будут:
— повышенное артериальное давление
— нарушения сна
— тревожность и раздражительность
Не следует выполнять эту технику при: сонливости, вялости, низком давлении и депрессивных состояниях.
Выполнение асимметричных типов дыхания возможно в двух вариантах: с использованием только одной ноздри или обеих. Так, при практике сурья-бхеданы мы можем задействовать лишь правую ноздрю (делая через нее как вдох, так и выдох) – это первый вариант выполнения. В другом варианте вдох делается через правую ноздрю, а выдох – через левую. То есть определяющим является то, через какую ноздрю мы делаем вдох. Выдох же может производиться как через ту же ноздрю, так и через противоположную. Принято считать, что первый вариант (и вдох, и выдох через ведущую ноздрю) обладает более быстрым действием, но несет больший риск побочных эффектов; второй же вариант (вдох через ведущую, выдох через противоположную ноздрю) более мягок и сохраняет вегетативную систему в более сбалансированном состоянии (хотя, возможно, эффект будет не столь явным и быстрым).
Источники некоторых смежных, не совсем близких, традиций подтверждают эти показания. Рецепторный справочник Агинского дацана «Кунпан-дудзи, или полезный для всех экстракт амриты» сообщает: «Если заткнуть правую ноздрю и вдыхать через левую дым горящих пилюль, составленных из мытника длинноцветкового и теменной кости с лошадиного черепа со сливочным маслом, то можно справиться с бессонницей. А если этот дым вдыхать через правую ноздрю, он будет, наоборот, отгонять сон».
Как видим, по сути здесь описана техника сурья-бхеданы и чандра-бхеданы – изолированного дыхания через правую и левую ноздрю. Показания справочника Агинского дацана в точности совпадают с тем, что рекомендуют представители традиции Шивананда-йоги: сурья-бхедана («солнечное», активирующее дыхание) рекомендована при сонливости, то есть дыхание через правую ноздрю в силу функциональной асимметрии оказывает тонизирующее, симпатотоническое действие. Чандра-бхедана же, будучи парасимпатической техникой, показана при перевозбуждении, и поможет, как пишут бурятские ламы, «справиться с бессонницей». Дым от сгорания пилюль, изготовленных по приведенному рецепту, по-видимому, способен усилить рефлекторные влияния на центральную нервную систему через рецепторный аппарат носоглотки.
Ряд исследований показывает, что техники сурья-бхеданы (изолированного дыхания через правую ноздрю) и чандра-бхеданы (дыхания через левую ноздрю) могут менять внутриглазное давление и применение этих техник может быть перспективно при глаукоме.
Так, в одном из исследований показано, что дыхание через левую ноздрю повышает внутриглазное давление (ВГД) в среднем на 4,5%, в то время как дыхание через правую ноздрю приводит к значительному (25%) снижение ВГД (Backon J, Matamoros N., 1990). Данных о половом составе исследуемой группы не приводится; неизвестен так же состав исследуемой группы «правша-левша». Этот же источник приводит данные о наличии центральной регуляции внутриглазного давления, а также о том, что при некоторых видах глаукомы повышен тонус блуждающего нерва; таким образом, логично применение сурья-бхеданы при глаукоме как симпатотонической техники.
В другом исследовании изучалось влияние асимметричного дыхания на ВГД на двух группах – 24 мужчины и 26 женщин (все исследуемые – правши). В женской группе выявлено меньшее влияние асимметричного дыхания на ВГД, чем у мужчин, а именно – дыхание через правую ноздрю в женской группе не снижало ВГД в обоих глазах, а левостороннее дыхание снижало ВГД только в левом глазу. Таким образом, налицо влияние ассимметричных вариантов дыхания на ВГД. Исходя из имеющихся данных, можно думать о возможной перспективности применения практики сурья-бхеданы в терапии глаукомы. Однако требует дальнейшего изучения вопрос половых различий в выполнении данных практик при глаукоме, и, очевидно, при различных её типах.
Источник
Сурьябхеда пранаяма (пробуждение жизненной энергии) – это пранаяма, активизирующая симпатическую нервную систему, отвечающую за активацию и стимуляцию. «Сурья» означает «солнце», что указывает на связь данной пранаямы с правой, «солнечной» ноздрёй (Пингалой Нади). «Бхеда» значит «пронзить», «пробить». То есть название этой пранаямы говорит о том, что её цель – открыть и активизировать солнечную нади (энергетический канал, проходящий через правую ноздрю).
Воздействие на организм
Механизм действия Сурья Бхедана пранаямы
Вдох через правую ноздрю позволяет стимулировать симпатическую нервную систему (Пингала Нади). Во время задержки дыхания жизненная энергия, поступившая туда, задерживается и распределяется внутри. Выдох через левую ноздрю позволяет очистить и удалить загрязнения из энергетического канала, соотносящегося с парасимпатической нервной системой (Ида нади) и отвечающего за замедление всех процессов.
Польза Сурьябхеда пранаямы
Данная пранаяма воздействует на симпатическую нервную систему, то есть дарит бодрость и настраивает на активную деятельность. Она стимулирует психику, поэтому её полезно выполнять утром, но нежелательно вечером.
Выполнение Сурья Бхедана пранаямы:
- Стимулирует работу ума.
- Активизирует работу левого полушария мозга.
- Устраняет вялость тела.
- Увеличивает количество тепла тела.
- Удаляет и выводит загрязнения.
- Пробуждает жизненную энергию (Кундалини).
Техника выполнения Сурьябхеда пранаямы
«Удобно усевшись, йог должен зафиксироваться в этой позе и медленно вдыхать воздух через правую ноздрю. Затем должна выполняться задержка дыхания, пока воздух не просочится к корням волос и кончикам ногтей. Затем следует медленный выдох через левую ноздрю. Сурьябхеда превосходна для очищения черепа и для устранения дисбаланса в доше ветра; она уничтожает также глистов. Она должна выполняться снова и снова» (с) «Хатха Йога Прадипика», шлоки 48-50
Исходное положение
Для выполнения Сурьябхеда пранаямы необходимо занять удобную позу сидя. Необходимо выровнять спину и потянуться за макушкой вверх. Мышцы лица расслаблены.
Для выполнения Сурья Бхеда пранаямы необходимо сесть прямо, выпрямить левую руку и поместить её на колено. Правую руку нужно поднять перед собой и поместить большой палец на правую ноздрю, а безымянный на левую.
Левую руку выпрямить и поместить на колено. Правую руку поднять перед собой и поместить большой палец на правую ноздрю, а безымянный на левую. Указательный и средний пальцы либо поместить на лоб (как при выполнении Насикагра мудры), либо, слегка согнуть. Если вы левша, можно поменять положение рук и использовать для перекрывания ноздрей левую руку.
Техника выполнения
- Зажмите безымянным пальцем правой руки левую ноздрю и сделайте вдох через правую. Вдох должен быть полным и глубоким.
- Зажмите обе ноздри – задержка дыхания. Выполните Джаландхара бандху и Мула бандху. Можно напрячь мышцы живота, подтягивая внутренние органы к позвоночнику. Удерживайте задержку столько, сколько возможно, но не допуская возникновения дискомфорта.
- Отпустите бандхи. Откройте левую ноздрю и сделайте выдох через неё. Выдох медленный и спокойный.
- Это один цикл дыхания.
Достаточно выполнить 5 циклов такого дыхания. Продолжающие могут выполнять до 10 таких циклов.
Сколько должна длиться задержка дыхания?
«Гхеранда сказал: Сахита Кумбхака тебе объяснена. Теперь слушай о Сурьябхеда. Вдохни внешний воздух через правую ноздрю. С большим напряжением задержи дыхание шестнадцатью Джаландхара-мудрами и продолжай задержку дыхания, пока пот не выступит из-под ногтей и из корней волос»(с) «Гхеранда Самхита», 5.58-5.59
Несмотря на то, что в классических йогических текстах рекомендовано удерживать задержку после вдоха до появления пота у корней волос, для современного человека, живущего не в индийском климате, вряд ли подойдет такая рекомендация.
Поэтому ни в коем случае не передерживайте задержку дыхания — это оказывает неблагоприятное воздействие на лёгкие и сердце. Задержка должна быть комфортной для вас.
Лайфхак
Чтобы проверить, что вы выбрали верную длину задержки, проведите следующий тест. После одного дыхательного цикла вам хочется сделать несколько дополнительных вдохов и выдохов, чтобы восстановить дыхание? Если да, то данное время задержки для вас слишком длинное.
Рекомендации для начинающих
- Во время выполнения этой пранаямы используйте технику дыхания из полного дыхания йогов.
- Выполняйте эту пранаяму на пустой желудок (не раньше чем через 4 часа после еды). Оптимальное время для её практики – с утра, до первого приёма пищи.
- Не выполняйте эту пранаяму после еды и перед сном.
Подводя итоги
Сурья Бхедана пранаяма – это отличная альтернатива кофе, чаю и другим стимуляторам. Она позволят активизировать силы и пополнить внутренние энергетические резервы. При этом она не имеет противопоказаний и не вызывает зависимости. Эти преимущества наверняка оценят современные люди, так часто нуждающиеся в дополнительной подзарядке.
А вы уже опробовали Сурьябхеда пранаяма? Ощутили заряд энергии? На сколько хватило ощущения бодрости?
Источник
Чандра означает «луна», бхид» – корень, «бхедана» означает проникать, проходить через что-либо. В Чандра Бхедана Пранаяме все вдохи выполняются через левую ноздрю, а все выдохи — через правую. Нерв на левой стороне называется Ида Нади или Кандра Нади. Нерв на правой стороне носа называется Пингала Нади или Сурья Нади. Праническая энергия во время вдоха проходит через Ида, или Чандра Нади, а во время выдоха — через Пингала или Сурья Нади.
Энергия в левом канале считается холодной, лунной («чандра» на санскрите означает «луна»). Когда этот канал активен, человек становится склонен к интроспекции, размышлениям, созерцанию. Чандра Нади Пранаяма – это упражнение для очистки левого энергетического канала и активации в нем потоков энергии.
Техника выполнения
Исходное положение – любая удобная медитативная поза: Сиддхасана, Вирасана или Падмасана.
Вытяните позвоночник от копчика до шейного отдела вверх и поднимите туловище вверх.
Наклоните голову от задней части шеи и сделайте Джаландхара Бандха.
Закройте глаза и обратите взор внутрь.
Положите правое запястье наружной стороной на правое колено и держите кисть в Джняна Мудре.
Для контроля потоков дыхания используется Насикагра Мудра. Средний и указательный пальцы прижимаются кончиками к межбровному промежутку (точка Бхрумадхья – активатор Аджна-чакры). Левая ноздря наполовину закрывается большим пальцем с помощью легкого надавливания. Правая полностью зажимается безымянным пальцем.
Дыхание происходит через левую ноздрю.
Вдыхайте медленно, заполняя легкие до самого верха.
После завершения вдоха, мягко надавливая большим пальцем, закройте левую ноздрю. Теперь обе ноздри перекрыты. Подождите одну секунду.
Теперь частично ослабьте давление на правую ноздрю и выдыхайте через правую ноздрю. Выдох должен быть медленным, устойчивым и полным.
Это один цикл. Сделайте 8-10 таких циклов.
Особенности выполнения
В то время, когда пальцы находятся на носу нужно, чтобы их давление не сдвигало носовую перегородку в сторону: когда закрыта левая ноздря, чтобы перегородка не сдвинулась вправо, а когда закрыта правая ноздря, не сдвинулась влево.
Не следует убирать большой палец или пальцы с той ноздри, которая наполовину открыта;
Давление кончиков пальцев на нос необходимо регулировать так, чтобы для входящего и выходящего воздуха образовывался узкий проход, через который воздух проходил бы медленно и устойчиво. Но этот проход не должен быть ни слишком широк, ни слишком узок. Вначале делайте проход таким, чтобы дышать было легко. По мере прогресса в ваших занятиях делайте его уже;
В то время, когда ваше внимание сосредоточено на одной ноздре, не отпускайте другую; вдыхая через левую ноздрю, не отпускайте правую, и наоборот, иначе через нее начнет проходить воздух.
Поскольку в Чандра Бхедана Пранаяме поток дыхания контролируется пальцами, легкие впитывают больше энергии на вдохе. Практика Чандра Бхедана Пранаямы охлаждает органы. Она успокаивает и укрепляет нервы и очищает пазухи.
Интенсивное исполнение Чандра Бхедана Пранаямы оказывает мощное очищающее воздействие. Потоки энергии в левом канале значительно усиливаются. Хорошо разрабатывается шейный отдел позвоночника. Усиливается воздействие на Вишуддхи-чакру и ее проекцию – щитовидную железу. Техника исполнения: Делается глубокий выдох, и голова расслаблено опускается вниз.
На вдохе голова отбрасывается назад.
С выдохом голова резко опускается вперед.
Очень важно делать глубокие вдохи и выдохи. Запрокидывать голову нужно осторожно – подберите удобный для себя ритм и следуйте ему.
вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ
Источник