Техник технолог медицинские противопоказания

1. Презентация профессии
Технология пищевого производства совершенствовалась с развитием научно-технического прогресса. От простого приготовления пищи на огне люди перешли к глубокой переработке отдельных продуктов и созданию новых технологий приготовления. Сама по себе профессия технолога в пищевой промышленности не нова, но в современном виде она оформилась после наступления периода всеобщего продуктового дефицита. Новые возможности агрономии (и появление новых продуктов) привели к возникновению потребности у многих производственных компаний в специалистах, организующих и контролирующих процесс пищевого производства.
Техник-технолог – специалист, который разрабатывает и совершенствует существующие процессы пищевого производства, решает возникающие производственные проблемы.
Как правило, эти специалисты востребованы на рынке труда, особенно на узкоспециализированных пищевых производствах. Как и многие другие профессии, связанные с автоматизацией труда и необходимостью поддерживать на рынке интерес к своей продукции, профессия технолога требует не только хорошей теоретической базы, но и наличия рационализаторской жилки. От него зависит создание качественных и конкурентоспособных продуктов пищевого производства.
Преимущества профессии: востребованность на рынке, социальная значимость профессии.
Ограничения профессии: не всегда комфортные условия труда.
2. Тип и класс профессии
Профессия техника-технолога относится к типу «Человек – Природа», она связана с взаимодействием с объектами живой и неживой природы, требует наблюдательности, внимательности.
Так же она относится к типу «Человек – Техника», связана с эксплуатацией технических устройств, управлением техническими устройствами, требует хороших двигательных навыков, склонности к ручной и технической работе.
Профессия техника-технолога относится к классу «исполнительских», связана с работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, требует организованности, исполнительности.
3. Содержание деятельности
Техник – технолог пищевой промышленности (производство продуктов питания) осуществляет контроль над соблюдением последовательности и качества операций, составляющих процесс приготовления продуктов. Конечная цель работы технолога пищевой промышленности – обеспечение высокого качества продуктов питания, сохранение здоровья людей.
Техник – технолог анализирует и контролирует качество сырья, материалов, готовой продукции, проводит необходимые технологические расчеты и оформляет техническую документацию, выявляет причины брака продукции, разрабатывает меры по его предупреждению и ликвидации, осуществляет контроль над соблюдением правил техники безопасности.
Основные отрасли пищевой промышленности, в которых работают техники-технологи:
- хлебопекарное производство;
- производство молочных продуктов;
- производство мясных продуктов;
- производство сахара и кондитерских изделий;
- консервирование плодов и овощей;
- виноделие и пивоварение;
- микробиологическое производство и т.п.
4. Условия труда
Техник-технолог может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть производственные помещения, комбинаты и т.п. Работа происходит преимущественно в движении, с использованием специальных инструментов. Как правило, это подвижная деятельность, требующая внимательности и выносливости.
Технолог в своей работе часто ограничен требованиями производства и пожеланиями к конечному результату работы. Работа может потребовать наличие медицинской книжки.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии техника-технолога необходимы базовые знания по математике, естествознанию, биологии и химии.
Квалифицированный техник – технолог должен знать:
- структуру, свойства и ассортимент продукции;
- основы питания, характеристики и биологическую ценность продуктов, признаки их доброкачественности, сроки хранения и реализации сырой и готовой продукции;
- основное технологическое оборудование и принципы его работы;
- нормативы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, виды брака и методы его предупреждения;
- правила оформления технической документации и т.п.
Квалифицированный техник – технолог должен уметь:
- работать в коллективе;
- соблюдать технику безопасности;
- работать с основным технологическим оборудованием и т.п.
6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве техника – технолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
- склонность к работе с информацией;
- способность к концентрации внимания;
- склонность к работе с объектами природы;
- развитые математические способности;
- склонность к анализу и прогнозу;
- наглядно-действенное мышление;
- творческие способности;
- аккуратность;
- требовательность;
- коммуникабельность.
7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для техника-технолога:
- заболевания опорно-двигательного аппарата;
- сердечно-сосудистой системы;
- органов слуха и зрения;
- иммунной системы;
- различные формы аллергий;
- инфекционные заболевания;
- психические заболевания.
При наличии этих заболеваний работа по профессии техника-технолога может приводить к ухудшению здоровья, а также создавать непреодолимые препятствия для освоения и роста в рамках этой профессии.
8. Пути получения профессии
Специальное образование необходимо любому представителю профессии техника-технолога. Как правило, для базового образования нужно закончить учреждение среднего профессионального образования, специализирующееся именно на пищевых технологиях. Самыми авторитетными считаются учебные заведения, специализирующиеся на нескольких технологических направлениях. Дальнейшее развитие в профессии потребует получения высшего образования.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
9. Области применения профессии
Техники – технологи могут работать в таких организациях и сферах, как:
- молокозаводы;
- мясокомбинаты;
- фабрики и производства;
- предприятия общественного питания (рестораны, кафе, столовые) и т.п.
10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития техника-технолога:
Специализация и освоение смежных областей
Техники-технологи могут специализироваться в конкретных сферах производства и изготовления пищевой продукции. Зачастую профессиональных рост техника-технолога связан с освоением новых приемов и способов работы, с обучением и специализацией.
Также человек с профессией техника-технолога может осваивать смежные специализации, такие как: инженер – технолог, повар, кондитер и т.п.
Управленческий путь развития
В данном случае техник – технолог может начать руководить сменой, цехом, производством.
В случае данного направления карьерного роста рекомендуется развивать управленческие умения, осваивать такие профессии, как: менеджер.
11. Родственные профессии
Повар, пекарь, кондитер, бармен.
Источник
- Пути получения профессии
- Области применения (предприятия)
- Области применения (вакансии)
Презентация профессии
В отличие от других инженеров, именно инженер-технолог разрабатывает сам процесс обработки изделия или продукта и осуществляет контроль над производственным процессом. Вот почему инженер-технолог является одной из основных фигур на любом предприятии. Если в результате производственного процесса выходит конечная продукция, инженер-технолог проверяет ее на соответствие заданным стандартам. Производства со временем модернизируются, внедряются новые виды продукции, новое оборудование. Тогда инженер-технолог согласует новые стандарты с руководством предприятия и вносит изменения в действующие технологические карты. В профессии инженера-технолога существует много разных специальностей: на химическом фармацевтическом заводе – это химик-технолог, на перегрузочном участке – механик, на мясоперерабатывающем предприятии – технолог по приготовлению колбас, в столовой – повар.
Тип и класс профессии
тип – человек-техника; класс – эвристический
Содержание деятельности
разработка и внедрение технологических процессов и режимов производства на выпускаемую продукцию предприятием (цехом, участком), установление порядка выполнения работ, пооперационного маршрута, определение основных методов контроля качества, ведение технической документации, участие в проведении экспериментальных работ, организационно-технических мероприятий по повышению эффективности производства.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Должен уметь:
- – проектировать технологические линии;
– анализировать, обобщать и систематизировать большие массивы информации, связанные с технологическими процессами и режимами производства;
– представлять в уме отдельные стадии технологического процесса, их особенности;
– планировать размещение оборудования, техники и организацию рабочих мест;
– производить расчет производственных мощностей и загрузки оборудования;
– работать с технической документацией;
– руководить подчиненными.Требования к индивидуальным особенностям специалиста
способность к анализу и синтезу информации, организаторские способности, гибкость и системность мышления, способность к концентрации, распределению и переключению внимания, стремление к обучению и развитию.
- Психологическое тестирование
Условия труда
работа в помещении с соответствующим микроклиматом; повышенные гигиенические требования; характер работы относительно спокойный, преимущественно за рабочим столом; работа требует интеллектуальных усилий. Инженер-технолог использует в работе специальное оборудование и инструменты (в зависимости от специфики места работы). Инженер-технолог ставит задачи другим работникам и контролирует результаты их действий в пределах своей компетенции, согласно заданным стандартам, правилам, алгоритмам.
Медицинские противопоказания
заболевания опорно-двигательного аппарата, дерматологические заболевания, аллергии, неврологические и психиатрические заболевания, заболевания органов чувств, хронические и рецидивирующие инфекционные заболевания.
Базовое образование
высшее профессиональное образование
Перспективы карьерного роста
специализация и освоение смежных областей, повышение квалификации, управленческая деятельность, научная деятельность.
Виртуальная экскурсия «ПАО Ижорские заводы»
Виртуальная экскурсия «Пищевая промышленность»
Полезные ссылки
- Обр. орг. Санкт-Петербурга
- Предприятия и орг. Санкт-Петербурга
- Банк вакансий службы занятости
Источник
Прослушать описание профессии
История профессии
Примерный распорядок дня
Названия профессии
Технолог общественного питания
Специальность:
- СПО «Технология продукции общественного питания» (260502);
- ВПО «Технология продукции и организация общественного питания» (260800).
В начало
Сферы профессиональной деятельности
Обслуживание
Производство
В начало
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: работа технолога общественного питания связана с работой с таблицами, результатами анализов, что позволяет отнести ее по предмету труда к типу «Человек – Знаковая система».
Тип профессии по признаку цели: изыскательский.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: необычные условия.
Класс профессии: творческий (по характеру труда профессия технолога общественного питания предполагает проектирование, разработку новых образцов, принятие нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления).
В начало
Описание профессии
Технолог общественного питания – специалист, занимающийся разработкой, производством и контролем качества кулинарной и кондитерской продукции, обслуживанием потребителей и оказанием услуг в качестве технолога на предприятиях общественного питания различных организационно-правовых форм.
Основная деятельность технолога общественного питания связана с разработкой, производством, реализацией и контролем качества кулинарной и кондитерской продукции.
К основным обязанностям технолога общественного питания относятся:
- оперативное планирование работы производства, разработка производственных программ и заданий;
- материально-техническое, метрологическое обеспечение технологических процессов;
- выявление дефектной продукции, анализ причин ее появления и разработка мероприятий по предупреждению и устранению дефектов;
- составление планов размещения оборудования, технического оснащения, организации рабочих мест производственного персонала;
- учет, анализ и оценка хозяйственных результатов производственной и обслуживающей деятельности предприятий общественного питания;
- планирование и организация работы по предоставлению услуг общественного питания;
- формирование ассортимента продукции и услуг общественного питания с учетом реального и прогнозируемого спроса; участие в разработке стратегии предприятия;
- осуществление контроля качества продовольственного сырья, производственных процессов, готовой продукции и услуг общественного питания;
- разработка новых видов кулинарной продукции, технологических процессов.
В начало
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Технолог общественного питания должен обладать такими личностными качествами, как ответственность, честность, аккуратность, терпеливость, выдержанность, выносливость, развитое воображение, оригинальность, изобретательность.
К профессионально важным качествам технолога общественного питания относятся:
- способность переносить высокие температуры и значительное физическое напряжение;
- подвижность пальцев рук, хорошая зрительно-двигательная координация;
- хорошее зрительное восприятие цвета, формы, размера;
- развитый объемный и линейный глазомер;
- развитые дегустационные способности;
- умение концентрировать и распределять внимание.
В начало
Медицинские противопоказания
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе технологом общественного питания, относятся:
- заболевания органов пищеварения и дыхания;
- расстройства координации движений;
- психические заболевания;
- заболевания сердечно-сосудистой системы;
- хронические инфекционные заболевания;
- заболевания опорно-двигательного аппарата.
В начало
Требования к профессиональной подготовке
Технолог общественного питания должен хорошо знать: организационно-правовые формы и классификацию предприятий общественного питания; структуру, планирование и организацию производства, основы организации труда; порядок составления меню; классификацию, ассортимент, рецептуры, технологию приготовления, требования к качеству и правила реализации кулинарной и кондитерской продукции; особенности сертификации услуг общественного питания; основы микробиологии, физиологии питания, гигиены и санитарии; технологические и потребительские свойства пищевых продуктов; маркетинговые подходы к разработке новой продукции, ценовую и сбытовую политику предприятий, методы изучения рынка, формирования спроса и стимулирования сбыта.
Технолог общественного питания должен уметь:
- осуществлять планирование работы производства, составлять меню суточных рационов питания различных категорий потребителей;
- обеспечивать организацию технологического процесса производства и реализации готовой продукции;
- контролировать соблюдение норм закладки сырья, последовательность операций технологического процесса;
- производить необходимые технологические расчеты;
- разрабатывать новые виды продукции, нормативную и технологическую документацию на нее;
- внедрять прогрессивные формы и методы обслуживания;
- контролировать соблюдение санитарно-гигиенических требований на всех стадиях технологического процесса производства и реализации продукции;
- составлять и оформлять документы по товарным, денежным, расчетным и другим операциям.
В начало
Область применения
Технологи общественного питания могут работать в ресторанах, кафе, столовых, а также на молочных заводах, фабриках по переработке мясного, рыбного сырья, фабриках-кухнях, комбинатах полуфабрикатов, кулинарных цехах крупных супермаркетов, магазинах-кулинариях.
В начало
Условия труда
Технолог общественного питания проводит весь день в помещении. Работа может проходить в условиях высокой температуры и повышенного уровня влажности воздуха. При необходимости закупки оборудования, продуктов технолог может выезжать за пределы предприятия, проводя рабочий день в переговорах с поставщиками.
Рабочая поза – сидя, значительная часть времени стоя.
В работе технолог общественного питания использует ручные средства труда и современные технические средства, а также персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.
Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.
Специальная одежда технолога общественного питания: специальный костюм, перчатки.
В начало
Профессиональные риски
Технологам общественного питания многие процессы приходится выполнять вручную, в положении стоя, в условиях резких колебаний температуры, трудиться часто в вечерние и ночные часы, поэтому возможны профессиональные заболевания, связанные с болями в спине и ногах, варикозное расширение вен, артриты и другие болезни суставов рук и кистей, порезы, ожоги, проблемы с кожей. Нередко профессиональная деятельность приводит к аллергиям, потере или искажению кулинарного вкуса. Профессиональные риски обусловливают необходимость регулярного медицинского обследования.
В начало
Требуемое профессиональное образование
Получить профессию технолога общественного питания можно в профессиональных образовательных организациях (специальность «Технология продукции общественного питания») либо в организациях высшего образования (специальность «Технология продукции и организация общественного питания»).
В начало
Образовательные учреждения
В начало
Карьерный рост
Карьерный рост технолога общественного питания связан с повышением мастерства и накоплением профессионального опыта, что требует постоянной практики, освоения смежных кулинарных профессий, получения дополнительного образования.
Профессиональный рост технолога общественного питания может быть связан с управленческой карьерой. Специалисты, получившие высшее образование в данной области, приобретя опыт работы, могут стать шеф-поваром, директором ресторана.
В начало
Источник