Тормоз да и противопоказания

Из чего состоит тормозная система автомобиля и какие ее разновидности наиболее распространены

Как отследить состояние элементов тормозного механизма

До какой температуры нагреваются элементы тормозной системы в процессе торможения и какую должны выдерживать

Диски: вентилируемые, перфорированные или с насечками

Как влияет состояние колодок и дисков на тормозной путь

На какую систему ложится основная нагрузка по обеспечению безопасности поездки в автомобиле? Если вы считаете, что на тормозную, то вы абсолютно правы: умение вовремя притормозить никогда и нигде не оказывается настолько уместно, как на дороге. Сегодня мы подготовили подборку ответов на самые разные вопросы, касающиеся тормозной системы автомобиля и ее компонентов. А помогли нам в этом эксперты Bosch.

  • Из чего состоит тормозная система автомобиля и какие ее разновидности наиболее распространены?

Тормозную систему составляют два основных блока: тормозной привод (как правило гидравлический) и тормозной механизм. Первый преобразует усилие, сообщаемое водителем педали тормоза, в давление, оказываемое на тормозной механизм. Это давление создается за счет сжатия тормозной жидкости. Второй, в свою очередь, создает силу трения, благодаря чему замедляется или прекращается вращение колес, а автомобиль сбрасывает скорость или останавливается.

В современных автомобилях все чаще встречается дисковый механизм на всех четырех колесах. Однако по нашим дорогам ездит достаточно много машин, оборудованных дисковыми тормозами на передних колесах и барабанными – на задних.

Дисковый механизм состоит из тормозного диска на ступице колеса, суппорта и расположенных в его пазах тормозных колодок — именно они, прижимаясь к диску, создают трение. В барабанном тормозе на ступице колеса находится тормозной барабан, внутри которого расположена пара тормозных колодок. При нажатии на педаль тормоза поршень приводит колонки в движение, прижимая их к барабану, чтобы создать необходимое для замедления движения автомобиля трение.

  • Как отследить состояние элементов тормозного механизма?

Именно на тормозной механизм приходится основная нагрузка при торможении — и от состояния его элементов в значительной степени зависит эффективность всего процесса. Поэтому минимум два раза в год — во время сезонной смены покрышек — имеет смысл проверить, как же обстоит дело с тормозами на вашей машине (раз уж колеса все равно снимаются для замены шин).

В случае с барабанным тормозным механизмом без снятия колеса в принципе не обойтись — ведь все его элементы находятся внутри барабана без визуального доступа к ним. Дисковые тормоза допускают визуальный осмотр (если, конечно, обзор не закрывают колпаки или спицы колеса). Нормальной считается толщина фрикционного слоя не менее 3,5 мм. Впрочем, даже если вы увидели именно такую картину, это еще не повод успокаиваться: бывает так, что наружная и внутренняя колодки изнашиваются неравномерно.

Поэтому следует обращать внимание на то, как ведет себя машина, какие звуки издает при торможении, как реагирует педаль тормоза на нажатие. Неприятные скрипы, появление металлической стружки на тормозных дисках, увеличение хода педали тормоза, вибрация при торможении или увод автомобиля в сторону — все это признаки износа элементов тормозного механизма и повод незамедлительно ехать на СТО.

О том, что тормозные колодки пора менять, могут сообщить специальные датчики — механические или электронные. Первые представляют собой металлическую пластинку из пружинной стали, которая при износе фрикционного слоя колодки начинает тереться о тормозной диск и издавать противный скрип. При срабатывании электронного датчика загорается соответствующий индикатор на приборной панели.

Общая периодичность замены колодок дискового тормозного механизма — каждые 30-60 тыс. км пробега в зависимости от оси, барабанного — каждые 70-90 тыс. км. Но эти цифры еще очень сильно зависят от индивидуальных условий и манеры езды, поэтому бдительность никогда не будет излишней.

  • До какой температуры нагреваются элементы тормозной системы в процессе торможения и какую должны выдерживать?

В этом вопросе многое зависит от стиля вождения. Спокойный городской стиль — самый щадящий для тормозного механизма, в таком режиме их сложно «разогреть» выше 400°C; более агрессивная манера езды с резкими разгонами и торможениями способна увеличить эту температуру до 500-650°C, а при запредельных гоночных нагрузках тормозной механизм накаляется в буквальном смысле докрасна – более 800°C!

Уважающие себя и уважаемые автопроизводителями бренды – в том числе и Bosch – заботятся о том, чтобы их комплектующие не только благополучно выдерживали экстремальные термические и механические нагрузки, но, самое главное, обеспечивали безопасность торможения.

  • Можно ли устанавливать на обычное авто спортивные колодки? Улучшит ли это качество торможения?

Даже если вы любитель больших скоростей, за пределами гоночного трека необходимости в использовании специальных колодок нет. Более того, такие колодки создаются в расчете на принципиально иной режим эксплуатации и наиболее эффективно работают при температурах, недостижимых в обычных условиях. А значит, на городских улицах могут не выручить, а, наоборот, подвести, увеличив тормозной путь.

  • Глухие или вентилируемые, перфорированные или с насечками — какие диски выбрать?

Тормозной диск может быть сплошным или иметь в своей конструкции каналы вентиляции, насечки или перфорацию. «Глухая» конструкция — самая простая и доступная по цене, но при этом и самая ненадежная: быстро перегревается в результате трения и медленно отводит тепло. Поэтому используется, в основном, на менее нагруженных тормозах задней оси и подходит скорее для маломощных машин и максимально спокойной манеры езды.

Современным стандартом (по крайней мере, на передней оси) являются вентилируемые диски – состоящие из двух слоев металла, между которыми располагаются специальные каналы для отвода тепла.

Для эффективной работы системы торможения имеет значение отвод не только тепла, но и газов, которые вырабатываются в результате трения колодок о диск. Для их устранения на диске может иметься перфорация, насечки либо их комбинация. Эффективность торможения они, конечно, увеличивают, но вместе с тем не лишены недостатков: за счет неровностей на поверхности тормозные накладки изнашиваются быстрее, а сами диски (особенно перфорированные) отличаются меньшей прочностью по сравнению со своими гладкими «собратьями». Такие диски родом из автоспорта – и, по большому счету, нужны лишь опытным поклонникам спортивного стиля вождения. И, самое главное, изменять конструкцию и самостоятельно наносить перфорацию либо насечки на сплошной диск ни в коем случае не допускается.

  • Когда нужно менять тормозные диски и почему это нужно делать только в паре?
Читайте также:  Польза и противопоказания каштанового меда

Обычно тормозных дисков хватает на 2-3 замены колодок. Однако периодически не лишним будет проверить штангенциркулем толщину диска в нескольких местах, чтобы оценить необходимость замены (максимальную и минимальную величину производитель указывает на самом диске).

Замену тормозных дисков нужно проводить в паре на одной оси. От этого зависит синхронность срабатывания тормозов на обоих колесах — а значит, и поведение автомобиля при торможении, то есть ваша собственная безопасность. Да и нагрузка на другие элементы тормозной системы в таком случае распределяется равномерно.

Кстати, одновременно с заменой дисков нужно обязательно менять и колодки! Даже если вам кажется, что они изношены незначительно и могут еще послужить. Комбинация старых колодок и новых дисков может привести к порче последних. Не становитесь тем скупцом, которому приходится платить дважды.

Колодки тоже меняются в паре — по тем же причинам, что и диски.

  • Можно ли использовать диски и колодки разных производителей?

Общее правило – нужно убедиться, что выбранные вами элементы тормозной системы соответствуют друг другу и могут работать «в паре». Комплектующие разных брендов могут оказаться просто-напросто несовместимыми. В идеале, конечно же, лучше использовать комплект одного производителя. Это гарантирует, что детали точно подойдут друг к другу.

  • Как и зачем обкатывать новые колодки и диски?

Это как раз тот случай, когда притирка происходит в самом буквальном смысле: новые детали просто необходимо «познакомить» друг с другом!

Сразу после замены дисков или колодок нужно прокачать педаль тормоза — это делается буквально несколькими нажатиями. Первые километры пробега после замены не забывайте о том, что тормозить нужно плавно, избегая повышенных нагрузок на тормозной механизм. Да и впоследствии какое-то время нельзя резко сбрасывать скорость, «утапливая» педаль тормоза в пол резким движением — нажатия должны быть плавными и, по-возможности, прерывистыми. А вот когда поверхность нового диска приобретет равномерный цвет без полос и пятен, это сигнализирует о том, что первичная притирка прошла удачно. Теперь, наоборот, нужно выполнить несколько циклов разгона и полного торможения с интервалом в 5-7 минут. Это «закалит» поверхность колодок, и они не будут так быстро стираться.

И не стоит волноваться, если первое время при торможении раздаются посторонние звуки и скрипы: это нормально для новых деталей после замены.

  • Как влияет состояние колодок и дисков на тормозной путь?

Еще 20-30 лет назад при торможении со 100 км/ч до нуля нормальным считался тормозной путь 50-60 метров. Сегодня – уже 40-45 метров: технологии не стоят на месте, и тормозные системы работают все более эффективно. Однако величина тормозного пути непосредственным образом связана с состоянием колодок: изношенные тормозные колодки, диски или барабаны, как и несвоевременная замена тормозной жидкости, могут привести к увеличению тормозного пути!

  • Нужно ли использовать специальные смазки тормозных систем и их компонентов? Какой это может дать эффект?

Все зависит от того, какие именно. Например, металлосодержащие смазки (алюминиевые, медные и др.) использовать не рекомендуется: в процессе эксплуатации между разными металлами возникает электрохимическая реакция, в результате чего детали могут окисляться, появляется ускоренная коррозия. Существует традиционная графитовая смазка, но она имеет существенный недостаток — низкую эффективность. Поэтому многие производители предлагают специальные смазки для механизмов тормозной системы (примером может служить Bosch Superfit, не содержащий металлов и кислот).

Каждый нюанс, имеющий отношение к эффективности работы тормозов, заслуживает пристального внимания и при необходимости — своевременного обращения к специалистам. Обращайте внимание на любое изменение привычного поведения машины во время торможения, своевременно выполняйте все сервисные манипуляции, внимательно относитесь к выбору запчастей для замены — и тогда большинства неприятных ситуаций, связанных с тормозами, можно будет избежать.

Источник

Надёжные тормоза в автомобиле — это не только безопасная езда, но и сохране­ние жизней водителя и других участников движения. Тормоза не просто замедляют или останав­ливают машину, когда это необходимо. Современные тормозные системы помогают управлять автомо­билем на сложных покрытиях, увереннее маневри­ровать на высокой скорости и предотвращать аварийные ситуации.

Но чтобы тормоза хорошо делали свою работу, они должны быть полностью исправными! Именно поэтому Правила дорожного движения не допускают эксплуатации автомо­билей даже с минимальными дефектами тормозной системы. А значит, нужно правильно эксплуати­ровать тормоза и уметь вовремя замечать симптомы возможных проблем. Рассказываем, как это делать.

Как устроена тормозная система автомобиля

Основная функция любой тормозной системы проста — замедлять движущийся авто­мобиль вплоть до полной остановки и, при необходи­мости, удерживать его на месте, например при парковке. Физический принцип работы тормозов тоже един: они преобразуют энергию движения в тепло. Но способы этого преобразо­вания могут отличаться, а могут и комбиниро­ваться. В частности, на тяжёлые грузовики помимо основных тормозных механизмов ставят также моторный тормоз и (или) трансмис­сионный (ретардер).

Но в легковых автомобилях, тормозам которых и посвящена эта статья, большую часть работы по замедлению выполняют тормозные механизмы, установ­ленные на ступицы колёс. В каждом из них к вращающе­муся металли­ческому диску или барабану при торможении прижимаются неподвижные тормозные колодки — и за счёт их трения друг об друга колесо замедляется, а машина останав­ливается.

Читайте также:  Цветки тысячелистника лечебные свойства и противопоказания

Команду прижать колодки к диску даёт водитель, нажимая на педаль тормоза, — и чем сильнее он это делает, тем активнее замедляется автомобиль. Усилие с педали на колодки передаёт гидравли­ческий привод — это герметичная система трубок, шлангов и поршней, заполненная специальной тормозной жидкостью. О её свойствах мы уже рассказывали. А поскольку силы ног не хватит, чтобы эффективно замедлять машину массой более тонны, водителю помогает усилитель тормозов. Он, как правило, работает от двигателя автомобиля.

Но главный секрет эффективного торможения заключается в устройстве тормозной колодки. Она состоит из металличе­ского каркаса, на который давит поршень гидравли­ческой системы, и слоя фрикци­онного материала (накладки), имеющего очень высокий коэффи­циент трения. Накладка надёжно приклеивается к каркасу, но постепенно стирается и становится тоньше – при критичном её износе колодку необходимо менять на новую. Состав накладки очень сложный: в нём может быть до 20 компонентов, которые не только обеспе­чивают высокий коэффи­циент трения, но также увеличивают износо­стойкость накладки (и диска, к которому она прижимается), а также стойкость к нагреву.

И, конечно, при торможении выделяется много тепла. Тандем «диск–колодки» рассчитан на работу в условиях значительной температуры, однако отводить это тепло очень сложно. Именно перегрев тормозов зачастую оказывается причиной многих неисправ­ностей, повышенного износа тормозной системы и в некоторых случаях аварийных ситуаций.

Как тормозами управляет электроника

В подавляющем большинстве современных автомобилей в управлении тормозами водителю помогает электроника. С помощью гидро­насоса и набора клапанов она способна точнее дозировать усилие, с которым колодки должны прижиматься к диску или барабану, а также гибко регулировать давление в гидравли­ческом приводе — например, давить на колодки каждого колеса автомобиля с разным усилием.

Первым и самым известным из помощников считается антиблоки­ровочная система тормозов ABS (Antilock Brake System). Её задача — предотвращать блокировку колёс во время резкого торможения или при попадании части некоторых из них на скользкую поверхность дороги. Блокировка шин плоха тем, что автомобиль с заблокиро­ванными колёсами становится неуправляемым.

Позже на основе ABS инженеры разработали и более сложные системы, повышающие устойчивость авто­мобиля и безопасность манёвров:

  • EBD (Electronic Brake Distribution) — система, гибко распределя­ющая тормозные усилия по колёсам при обычных, не экстренных торможениях.

  • ESP (Electronic Stability Program) — система стабилизации, которая борется с заносом или сносом машины в повороте, а также потерей устойчи­вости на прямой. Делает она это за счёт выборочного подторма­живания (без участия водителя) одного или нескольких колёс.

  • TCS (Traction Control System) — противобуксо­вочная система. С помощью тормозных механизмов она «придер­живает» буксующее ведущее колесо, которое оказалось на более скользкой поверх­ности. За счёт этого другие ведущие колёса получают больше крутящего момента от двигателя и могут эффективнее разгонять автомобиль.

  • EBA (Electronic Brake Assist) — система помощи при торможении. Её задача — увеличивать давление в гидросистеме тормозов при экстренном торможении, когда водитель не может достаточно сильно и быстро нажать на педаль.

Ручной тормоз, и как его использовать

Помимо основной тормозной системы у каждого автомобиля есть допол­нительная — стояночная. Её предназ­начение — удерживать машину в неподвижном состоянии без помощи водителя. Кроме того, она должна помочь остановить авто­мобиль при отказе основных тормозов.

Стояночная система устроена проще, чем основная, и имеет меньшую эффективность, так как удерживать автомобиль на месте намного легче, чем останав­ливать. Почти во всех гражданских автомобилях колодки (собственные или те же, что используют основные тормоза) имеют не гидравли­ческий, а механический привод. Водитель прижимает их через систему тяг и тросов — либо потянув рукой рычаг (отсюда и пошло название «ручник»), либо отдельной педалью. Но в более современных машинах всё это можно сделать кнопкой, которая задействует электропривод, заменяющий собой традиционный «ручник».

Ручной тормоз обычно используют в следующих случаях:

  • Для фиксации автомобиля на месте при длительной стоянке.

  • Чтобы удержать автомобиль на остановке с работающим двигателем, когда водитель ненадолго покидает салон.

  • Для предотвращения отката машины на дорогах с уклоном и при старте в горку, когда необходимо отпустить основной тормоз.

  • В аварийных ситуациях — при отказе рабочей тормозной системы, для замедления и остановки автомобиля.

Не стоит пренебрегать использованием «ручника». Да, припарко­ванный автомобиль не уедет и без него — если, например, включить передачу в механиче­ской коробке или поставить на Parking «автомат». Однако такой способ не очень полезен для трансмиссии. Кроме того, передача может и выключиться — случайно или из-за неисправ­ности — и оставленная на уклоне машина под действием собствен­ного веса покатится вниз.

Как понять, что тормоза неисправны

Критерии исправности тормозной системы просты: при экстренном замедлении автомобиль должен сохранять устойчи­вость и останав­ливаться с минимальным тормозным путём. Однако в жизни обычного водителя такие проверки нечасты: при грамотной и аккуратной езде необходи­мости торможения «в пол» обычно не возникает. Поэтому очень важно и в штатной эксплу­атации понимать момент, когда тормоза начинают работать не так, как положено. Ведь даже незначи­тельная их неисправ­ность снижает безопасность. А крупная может привести к беде. Впрочем, неожиданные серьёзные поломки тормозов, ведущие к фатальным послед­ствиям, случаются редко. И обычно их предваряют симптомы, которые необходимо уметь распознавать. Вот наиболее характерные из них:

  • Большой свободный ход педали тормоза или её податливость, когда при торможении исчезает ощущение «упора» и педаль опускается ниже к полу, чем обычно.

  • Слишком тяжёлая, тугая педаль, требующая большого усилия для эффективного замедления автомобиля.

  • Снижение эффективности тормозов на ходу, увеличение длины тормозного пути, увод автомобиля в сторону при торможении даже на однородном покрытии.

  • Появление постороннего шума и/или вибраций при торможении — стук, скрип тормозов, пульсация педали, вибрации на руле или на кузове.

  • Вывешенное колесо не удаётся прокрутить руками или оно крутится с трудом.

  • Неравномерный износ тормозных колодок на колёсах одной оси.

  • Запах гари, идущий от тормозных механизмов, когда абразивный компонент тормозных колодок из-за перегрева «намазы­вается» на диск и горит на нём.

  • Значительный износ тормозных дисков, который можно определить по разнице в толщине их рабочей поверхности и внешней кромки, трещинам на диске и продольным бороздам износа на рабочей поверхности.

  • Посинение поверхности диска, свидетель­ствующее о его перегреве. Часто вместе с этим диск становится неровным (коробится), а тормоза теряют эффективность.

  • Снижение эффективности работы стояночного тормоза, которое обычно выражается в том, что он не может удер­живать автомобиль на подъёме.

  • Низкий уровень тормозной жидкости в расширительном бачке.

Читайте также:  Карепрост инструкция и противопоказания

Как ездить, чтобы тормоза меньше изнашивались

Правила бережной эксплуатации тормозной системы просты. Прежде всего, нужно стараться избегать критических нагрузок и перегрева тормозной системы. Вот несколько советов, помогающих сохранить максимальную эффектив­ность тормозов как можно дольше:

  • Забудьте об агрессивной езде с частыми торможениями «в пол» и резкими разгонами.

  • Избегайте длительного торможения с высокой скорости, которое сильно нагревает колодки и диски. Лучше по возмож­ности чередовать нажатия на педаль, пусть более интенсивные, с её отпусканием, чтобы тормоза немного остывали.

  • Не пренебрегайте торможением двигателем при длительном спуске с горы, применяйте прерывистое торможение.

  • Аккуратнее проезжайте лужи, особенно если перед этим пришлось тормозить с высокой скорости. Перегрев тормозных дисков и затем резкое охлаждение провоцирует их коробление и потерю эффективности.

Как правильно пользоваться «ручником»

Стояночный тормоз с механическим приводом не любит как слишком интенсивного использования, так и полного игнориро­вания его наличия. В первом случае тросы, соединяющие рычаг или отдельную педаль в салоне с механизмами, вытяги­ваются под нагрузкой и могут даже оборваться. Во втором — под действием воды и реагентов тросики «закисают» в оболочках, теряя подвижность.

Поэтому советуем, с одной стороны, не затягивать «ручник» по малейшему поводу и на каждой остановке. С другой — не пренебрегать им на подъёмах и спусках. А самое важное — не забывать снимать машину с ручного тормоза, трогаясь с места. На ходу эффект от его работы обычно не слишком заметен, особенно на машине с мощным двигателем. Однако колодки при этом постоянно прижаты к дискам и неизбежно начинают нагреваться и стремительно изнашиваться. Недаром все автомобили оснащаются контрольной лампочкой, сигнализирующей об активиро­ванном «ручнике».

Отдельная тема — парковка. Во всех учебниках и руководствах рекомендуют оставлять машину на «ручнике», чтобы исключить её возможное движение из-за толчка или не видного на глаз уклона. Однако длительные простои на ручном тормозе при резкой смене температур — например при заморозках после оттепели – чреваты тем, что колодки примёрзнут к барабанам. При попытке тронуться неведущие колёса могут остаться заблокиро­ванными. Возможно также разрушение накладок на колодках.

Наконец, если оставить машину с затянутым ручным тормозом надолго — на месяц и больше, то в итоге вы почти гарантиро­ванно получите вытянутую систему тросиков и приводов, требующую регулировки и подтяжки.

Проверить исправность «ручника» просто. Поставьте автомобиль на дороге, имеющей заметный уклон (ПДД требуют, чтобы для легковых автомо­билей он был крутизной не менее 23 процентов), потяните рычаг, включите «нейтраль» в коробке передач и отпустите педаль тормоза. Если машина начинает двигаться вниз, даже не слишком быстро, это означает, что стояночный тормоз требует как минимум регулировки. А возможно, и замены каких-либо компонентов. В любом случае в такой ситуации лучше обратиться в сервис.

Ещё один экспресс-метод диагностики — попробовать аккуратно тронуться с затянутым «ручником». Если двигателю сделать это будет ощутимо тяжелее, чем обычно, то стояночный тормоз вполне работоспособен.

При соблюдении описанных выше рекомендаций тормозная система современного автомобиля может прослужить несколько десятков тысяч километров без каких-либо проблем. Но рано или поздно она всё равно потребует обслуживания и даже ремонта. О том, как правильно ремонтировать тормоза и какие детали нужно подбирать на замену, чтобы быть уверенным в своей безопасности и безопасности окружающих, мы расскажем в следующей части.

Итак, совсем коротко

  • – Тормозная система – основа безопасности на дороге. Любое, даже незначительное нарушение в её работе — повод для обязательного визита к автомеханику.

  • – В легковых автомобилях применяют гидравлическую тормозную систему, которая передаёт усилие с педали на колодки, сжимающие тормозные диски или прижимающиеся к барабанам.

  • – Стояночный тормоз имеет механический или электромеханический привод. «Ручник» предназначен прежде всего для удержания неподвижного автомобиля, эффективно замедлять машину на ходу он не может. Однако в критической ситуации, при отказе основных тормозов, он остаётся последней надеждой водителя на остановку.

  • – Важно отслеживать и понимать важность даже малейших отклонений в работе тормозов, ведь они могут быть первыми симптомами более серьёзных неисправностей. Если видите или чувствуете, что с тормозами что-то не так – нужно не откладывая ехать в сервис.

  • – Таких симптомов может быть несколько, от слишком податливой педали до посинения тормозных дисков из-за перегрева.

  • – Стояночный тормоз нужно использовать регулярно, но не оставлять машину на «ручнике» на несколько месяцев без движения – тросы в его приводе вытягиваются, поэтому тормоза перестают удерживать автомобиль на уклонах.

Материал по теме

Что делать, чтобы механическая КПП служила дольше

Материал по теме

Автомобильные аккумуляторы: какими они бывают и какой лучше купить

Подпишись на наш телеграм-канал!

Источник