Тренажеры при дцп противопоказания
Реабилитация ребенка с ДЦП
Главная цель реабилитации ребенка
с ДЦП заключается в достижении максимально возможной самостоятельной
двигательной активности и социальной адаптации. Если данная цель будет
полностью достигнута, ребенок сможет ходить (самостоятельно или с опорой) и принимать
участие в окружающей жизни. Конечно, это большое обобщение. При некоторых
формах ДЦП достижение этой цели физически невозможно, однако даже в самых
тяжелых случаях родители и врачи должны стремиться перевести ребенка в
вертикальное положение – пусть и пассивное.
Человек
– существо прямоходящее, и только в вертикальном положении наши кости, мышцы,
нервы и внутренние органы функционируют правильно. От способности принимать
вертикальное положение зависит также психологическое и эмоциональное развитие
ребенка, способность взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми.
При
ДЦП невозможен самостоятельный переход из горизонтального положения в
вертикальное, который здоровый ребенок совершает за первый год жизни. Для того
чтобы помочь ребенку с ДЦП пройти все необходимые этапы естественного развития
и «встать на ноги», применяются реабилитационные тренажеры и другие
приспособления.
Типы реабилитационных тренажеров для детей
с ДЦП
Тренажеры для развития мобильности на
всех этапах развития ребенка
Реабилитационные
тренажеры для развития и укрепления навыка ползания. К данной категории относятся различные
приспособления, поддерживающие туловище в положении лежа на животе. Ребенок
либо лежит на мобильной платформе, либо находится на мягком подвесе на ремнях.
Руки и голова (иногда и ноги) ребенка остаются свободными.
На
начальном этапе тренажер с малышом перемещают родители, имитируя ползание.
Постепенно участие родителей сводится к нулю, снижается степень поддержки
туловища с тем, чтобы малыш старался ползать сам. Благодаря тренировкам в
подобных тренажерах:
- ребенок активно задействует руки,
вестибулярный аппарат, - развивается
координация мышц шеи, предплечья и плеч, - улучшается
контроль за положением головы и туловища, - улучшается
общая моторика и мышечный тонус, - происходит
вытяжение таза, - ребенок
получает возможность исследовать окружающее пространство, что положительно
сказывается на его умственном и
эмоциональном развитии.
Примеры тренажеров для
развития и укрепления навыка пользования: опора для ползанияЧерепашка 1и«Черепашка 2»,опора для ползания«Лисичка»,ходунки-ползунки детские
CFN-2022WE,ходунки-ползунки для детей с
тяжелыми формами ДЦП CH-36.08
Реабилитационные
тренажеры для развития и укрепления навыка сидения. К данной категории относятся
всевозможные ортопедические кресла, опоры для сидения и кресла-коляски,
оснащенные специальными опорами и фиксаторами.
К
основным опорам и фиксаторам относятся подголовники различной конфигурации,
боковые поддержки туловища, пятиточечный ремень для фиксации туловища спереди,
абдуктор для разведения ног, сандалии для фиксации стопы. Благодаря фиксаторам,
ребенок сидит в физиологически правильной, симметричной позе, привыкая к новому
положению тела.
По
мере того, как ребенок привыкает к новому положению, можно уменьшать количество
фиксаторов и опор для того, чтобы малыш учился держать равновесие и стремился
сидеть самостоятельно (в том случае, если это возможно). Благодаря
использованию подобных тренажеров:
- улучшается обмен веществ,
- стимулируется
работа вестибулярного аппарата, - уменьшается
количество неправильных движений головы, шеи и
конечностей, - улучшается контроль за положением
туловища, - предупреждается развитие сколиоза и других
осложнений, - ребенок учится воспринимать нагрузку на
определенные части тела (таз, руки).
Примеры
тренажеров для развития и укрепления навыка сидения: опора для сидения «Слоник», ортопедическое кресло «Майгоу», стул для детей с тяжелыми формами ДЦП «Жираф», кресло-коляска Umbrella Junior, позиционная система для дома Mitico.
Реабилитационные
тренажеры для развития и укрепления навыка стояния. К данной
категории относятся вертикализаторы (с опорной платформой, с наклоном вперед,
назад и универсальные), параподиумы и опоры для стояния, оснащенные фиксаторами
туловища, подголовником (при необходимости), коленоупорами, фиксаторами таза и
стоп. Благодаря фиксаторам, данные приспособления позволяют постепенно
переводить в вертикальное положение даже тех детей, которые не держат
самостоятельно спину и голову.
Регулярное
пребывание в вертикальном положении (даже
пассивное):
- улучшает работу легких, кишечника и мочевого
пузыря, - укрепляет сосудистая и костная
системы, - уменьшает спастичность и риск появления пролежней,
- позволяет
ребенку лучше ориентироваться в пространстве и больше взаимодействовать с
окружающим миром, - улучшает эмоциональное состояние
ребенка.
Примеры
тренажеров для развития и укрепления навыка стояния: вертикализатор с наклоном вперед, опора для стояния «Неваляшка», вертикализатор многофункциональный для пассивного
и активного стояния с наклоном вперед и назад Shifu Ocean, многофункциональный вертикализатор X-Tend, параподиум.
Реабилитационные
тренажеры для развития и укрепления навыков ходьбы. К
данной категории относятся специальные ходунки, оснащенные различными
приспособлениями для фиксации ребенка. Фиксирующими приспособлениями являются
сиденье (или седло), грудной упор, фиксатор таза, абдуктор, фиксатор кистей. В
зависимости от возможностей ребенка используются все приспособления или
отдельные элементы.
Применение тренажеров для ходьбы позволяет добиться тех же
положительных эффектов, что и стояние. Кроме того, ходьба:
- способствует
развитию костей и суставов, - предотвращает появление контрактур,
хронических заболеваний и ожирения, - улучшает контроль за положением
головы, туловища, головы, - расширяет диапазон движений,
- позволяет ребенку видеть мир в
движении, изучать окружающую среду.
Примеры
тренажеров для развития и укрепления навыков ходьбы: ходунки с фиксатором таза, ходунки с мягким сиденьем Пунтукас, ходунки с широким набором фиксаторов «Айболит», подростковые роллаторы, многофункциональные ходунки Remy, тренажер «Рифтон».
Тренажеры для снятия спастичности,
укрепления мышц, улучшения координации
К
данной категории относятся различные массажные коврики, специальные велосипеды,
беговые дорожки и целый комплекс приспособлений, которые используются в
лечебной физической культуре (ЛФК) для улучшения общего состояния ребенка.
Примеры
реабилитационных тренажеров данной категории: массажный коврик, сухой бассейн, велосипед «Рифтон».
Тренажеры для развития и
укрепления основных бытовых навыков
К
данной категории относятся тренажеры для тренировки скручивающих движений кистей,
мелкой моторики, координации движений верхних конечностей, движения захвата
предметов, движений сгибания-разгибания пальцев, для повышения подвижности
суставов верхних конечностей, а также для развития основных бытовых
навыков.
Примеры
реабилитационных тренажеров данной категории: панель с колышками, панель для эрготерапии, развивающий комплекс «Дон», стол для механотерапии.
Тематический словарь
Источник
Противопоказания и особенности использования реабилитационных тренажеров для детей и взрослых
Первое и главное правило использования реабилитационных тренажеров заключается в том, чтотолько врач-реабилитолог может подобрать нужный тренажер или комплекс тренажеров и составить индивидуальную программу занятий для пациента.Ни пациент, ни его опекуны не могут и не должны определять уровень требуемой нагрузки, выбирать тип тренажера и начинать тренировки. Самодеятельность в данном вопросе может привести к очень тяжелым последствиям!
Противопоказания к применению реабилитационных тренажеров
Абсолютно противопоказаны реабилитационные тренажеры при следующих заболеваниях и состояниях:
- коронарная сердечно-сосудистая недостаточность в тяжелой степени
- острый тромбофлебит, нарушения мозгового кровообращения
- сердечная или аортальная аневризма, острый инфаркт Миокарда
- предынсультное состояние
- сахарный диабет (тяжелая форма) с осложнениями
- острые инфекции, кровоизлияния
- близорукость с угрозой отслоения сетчатки
- злокачественная опухоль
С большой осторожностью следует относиться к реабилитационным тренажерам при следующих заболеваниях и состояниях:
- порок сердца
- респираторные заболевания с угрозой перехода в стадию острой недостаточности
- геморрой и трещины анального канала
- острая гипертония, гипертонические кризисы
Принципы применения реабилитационных тренажеров
Все, что связано со специальными, реабилитационными тренажерами, не подлежит обобщению. В этом вопросе, как нигде, важен индивидуальный подход, поэтому невозможно обобщить особенности использования всех реабилитационных тренажеров – в каждой категории тренажеров, в каждой возрастной группе, в каждом конкретном случае особенности будут разными.
Однако существуют общие принципы применения реабилитационных тренажеров, общие подходы, общие теоретические положения, которые нужно учитывать при использовании тех или иных приспособлений для восстановления функций организма.
Реабилитационные тренажеры должны применяться только в рамках программы, разработанной индивидуальнодля конкретного пациента, и только под систематическим контролем врача. Программу составляет врач-реабилитолог совместно с ортопедом и другими специалистами, чье мнение важно в данном конкретном случае.
Реабилитационный тренажер должен давать тот объем помощи, который безусловно необходим.Нужно регулярно проверять, требуется ли то или иное фиксирующее или поддерживающее приспособление, или от него можно отказаться, поскольку пациент справляется сам.
Реабилитационный тренажер должен давать посильную нагрузку.Если нагрузка будет слишком слабой, тренировка не даст эффекта (все равно, что пытаться накачать бицепс, поднимая изо дня в день гантель весом 100 грамм). Если нагрузка будет непосильной, состояние пациента только ухудшится (все равно, что пытаться накачать бицепс за один день, поднимая штангу весом 200 кг). При этом уровень нагрузки нужно регулярно проверять и постепенно увеличивать (см. пункт 1).
Реабилитационный тренажер должен быть точно подогнан под анатомические параметры пациента.Занятия на тренажере, который не отрегулирован должным образом, могут вызвать ортопедические осложнения (вывих бедра, растяжение связок, сколиоз и т.д.) и препятствовать естественной физиологической активности человека.
Реабилитационный тренажер должен использоваться в комплексе с другими лечебно-реабилитационными мероприятиями.К таким мероприятиям относится ЛФК, массаж, физио- и магнитотерапия, трудотерапия, гидротерапия, арт-терапия, клиническая психология и т.д. Реабилитация детей с ДЦП также включает развитие речи и социального контакта, снузелен (Snoezelen), иппотерапию, музыкальную терапию, использование ортопедических изделий.
Реабилитационный тренажер не должен вызывать эмоциональной неприязни и страха.Особенно важен эстетический аспект при занятиях с детьми. Если ребенка пугает новое приспособление, нужно дать ему время привыкнуть к нему, прежде чем начинать тренировки.
Ни ребенка, ни взрослого нельзя оставлять в реабилитационном тренажере одного.Даже если пациент может самостоятельно выполнять упражнения на тренажере, нужно находиться с ним в одной комнате и наблюдать за процессом.
Тематический словарь
Источник
детский церебральный паралич реабилитация
Реабилитация детей с двигательными нарушениями – это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановить утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, у которого страдают сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная и другие системы, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т. е. адаптировать к окружающей среде. Используя в активной форме средства физической культуры, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Физическими упражнениями можно нагружать не только нервно-мышечную, но и сердечно-сосудистую и дыхательную системы, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Кроме того, физическая нагрузка, выполняемая в специально созданных условиях (тренажерах), в комплексе с дыхательной гимнастикой и физиотерапией развивает потребность ребенка в движении и активизирует не только физическую, но и умственную деятельность. (Гросс Н.А.)
При физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуется дифференцируемый подход. Прежде всего, нужно знать развернутый диагноз больного ребенка, его возраст, степень нарушения опорно-двигательного аппарата, а также его общее состояние, состояние сердечно-сосудистой системы и функциональную подготовленность.
С учетом всех перечисленных факторов должны подбираться физическая нагрузка и лечебные мероприятия. При этом необходим строгий контроль за их воздействием на организм ребенка, и в частности на сердце. (Гросс Н.А. с соавт., 2000 с.41)
Основной задачей физического воспитания детей с церебральным параличом является развитие и нормализация движений, (Мастюкова Е.М., 1991, с.27)
Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений многие статические и локомоторные функции у детей с церебральным параличом не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно.
С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи.
- 1. Развитие реакций выпрямления и равновесия, т.е. так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу. При помощи этих реакций происходит выравнивание головы, шеи, туловища и конечностей. Ребенок получает возможность сохранять равновесие во время активных движений. Реакция выпрямления и равновесия тормозят неправильные позы и движения и играют основную роль в сохранении мышечного тонуса умеренной интенсивности, который должен быть достаточным, чтобы противостоять силе земного притяжения и обеспечить необходимую фиксацию для движений, и в то же время не настолько высоким, чтобы затруднять движения.
- 2. Развитие функций руки и предметно-манипулятивной деятельности.
- 3. Развитие зрительно-моторной координации.
- 4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений.
- 5. Предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа. При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но и те движения и положения конечностей, которых необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка. Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. Важно отметить, что только под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с церебральным параличом возникают адекватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ребенок ощущает только свои неправильные позы и движения. Подобного рода ощущения не стимулируют, а тормозят развитие двигательных систем головного мозга. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков. Поскольку, как правило, ДЦП – врожденное или очень раннее заболевание, физическое воспитание, в частности лечебную гимнастику, рекомендуется начинать как можно раньше, с первых месяцев жизни ребенка. Раннее проявление двигательных нарушений приводит к тому, что ребенок с церебральным параличом с первых месяцев жизни ощущает только некоординированные или насильственные движения, что резко затрудняет обогащение его двигательного опыта и задерживает психомоторное развитие. Поэтому, развивая движения ребенка, надо следить за тем, чтобы они выполнялись правильно, точно. Особое внимание в занятиях лечебной гимнастикой уделяется тем двигательным навыкам, которые более всего необходимы в жизни, а именно навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность, самообслуживание. При этом правильность выполнения движений должна быть строго фиксирована специальными приспособлениями или руками того, кто проводит занятия. Только при этих условиях гимнастика будет способствовать развитию у ребенка правильного двигательного стереотипа. При стимулировании двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Таким образом, лечебная гимнастика при детском церебральном параличе является одной из основных форм развития движений. С помощью лечебной гимнастики создаются необходимые предпосылки движений, формируются статические и локомоторные функции, двигательные навыки и умения, предупреждается развитие неправильных установок туловища, атрофий мышц, укорочений конечностей, а также различных нарушений осанки. (Мастюкова Е. М., 1991, с.37-38)
Естественное желание двигаться не может быть удовлетворено 20-30минутными занятиями лечебной гимнастикой. Важно проводить также коллективные физкультурные занятия с детьми, страдающими ДЦП, в процессе которых у детей формируются и укрепляются основные жизненно важные двигательные умения и навыки, а также развиваются воля, чувство товарищества и взаимопомощи, формируется интерес к движениям. Основными задачами физкультурных занятий являются стимуляция общего физического развития ребенка и коррекция его нарушенных двигательных функций. Занятия включают в себя выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений, прикладных упражнений, проведение подвижных игр и спортивных мероприятий – катание на велосипеде, лыжах, плавание. Каждое физкультурное занятие является комплексным, включающим все виды упражнений и подвижные игры. Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные, упражнения на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, на развитие координации движений, функций равновесия, на коррекцию прямостояния и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений. У детей с ДЦП на всех возрастных этапах отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, скорость, сила и выносливость. Поэтому для них крайне важно выполнение специальных прикладных упражнений, формирующих основные двигательные навыки и умения и способствующих развитию физических качеств. К таким упражнениям относится ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезание, а также различные действия с предметами. Для детей с ДЦП особое значение имеет проведение многих физкультурных занятий на воздухе. Это обеспечивает выполнение одной из основных задач физического воспитания – совершенствование систем организма и закаливание ребенка. При обучении движениям детей с ДЦП решающую роль играет индивидуальный подход на основе учета особенностей двигательных нарушений, так как даже дети одного возраста имеют различный уровень развития моторики. Необходимо комплексное использование разнообразных средств и приемов физического воспитания, которые должны отвечать оздоровительным, коррекционным, развивающим и воспитательным задачам. При проведении всех видов занятий по развитию движений следует избегать переутомления детей. Для этого необходим индивидуальный подход к дозировке физической нагрузки на каждом занятии. Одним из показателей адекватной нагрузки является частота пульса. После вводной части физкультурного занятия пульс не должен участиться более чем на 15-20%, а после основной части – на 40%. После занятий пульс приближается к исходному через 1-2 мин. В ходе выполнения движений не должно быть длительной задержки дыхания у детей. При выполнении упражнений в первую очередь надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений. Кроме того, при проведении фронтальных занятий по развитию движений и подвижных игр следует избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, так как это утомляет детей и снижает их двигательную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения. В ходе физкультурных занятий нельзя проводить упражнения, которые могут вызвать переразгибание суставов, усилить приведение и внутренний поворот бедер, асимметричное положение головы и конечностей, а также те, выполнение которых требует длительного наклона головы вниз, постоянного использования одной руки или ноги. Крайне важно избегать даже незначительных ушибов головы. Физическое воспитание детей с церебральным параличом тесно связано с лечебно-коррекционными мероприятиями. Поэтому при проведении всех видов физических занятий должны быть тщательно проанализированы и учтены медицинские данные о ребенке. Почти во всех случаях физическое воспитание сочетается с медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, ортопедическим режимом. Лечебная гимнастика проводится индивидуально и малогрупповым методом, физкультурные занятия – малогрупповым методом и фронтально с половиной группы детей (6-7 человек). Начальные спортивные навыки усваиваются индивидуально под руководством методиста лечебной физкультуры или воспитателя. (Мастюкова Е.М., 1991, с.39-44)
Источник