Закаливание детей дошкольного возраста противопоказания
Противопоказаниями к применению закаливающих процедур являются острые заболевания, сопровождающиеся высокой температурой, острые желудочно-кишечные расстройства, резко повышенная нервная возбудимость, декомпенсированный порок сердца, выраженная анемия и резкое истощение, ухудшение сна, резко негативное отношение к закаливающим процедурам.
В этих случаях следует временно отказаться от закаливающих процедур и возобновить их по окончании заболевания, но в несколько ослабленной форме, кроме того, они должны быть менее продолжительными, чем обычно.
Закаливающие мероприятия проводятся при строгом учете состояния здоровья, индивидуальных реакций, особенностей поведения, настроения и самочувствия ребенка. Осуществляется такой учет путем активного диспансерного наблюдения, что требует хорошей теоретической и практической подготовки врачей и патронажных медсестер в области физического воспитания детей.
Особое внимание нужно уделять детям раннего возраста, а также ослабленным малышам. Только при систематическом наблюдении можно определить особенности реакции организма ребенка на различные виды закаливания.
Результаты закаливающих процедур должны учитываться ежедневно по следующим показателям: настроение, самочувствие, утомляемость, аппетит, сон. На хорошее настроение ребенка как во время процедур, так и после них указывают его жизнерадостность, спокойствие, нормальная реакция на окружающую обстановку, активное участие в играх. Правильное физическое воспитание детей раннего возраста в семье невозможно без повседневной, тщательной, целенаправленной санитарно-просветительной работы с родителями.
Мероприятия по закаливанию состоят из трех основных элементов:
закаливания воздухом: прогулки, воздушные ванны в комнате и вне помещения, сон на свежем воздухе;
водных процедур: обтирания (сухие и влажные), обливания, душ, купание и плавание начиная с грудного возраста, контрастные ванны, специальные ванны (соляные, соляно-хвойные, хвойные, шалфейные и др.);
закаливания светом: световоздушные, солнечные ванны, искусственное ультрафиолетовое облучение.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь
В качестве местного закаливающего воздействия на организм используются умывание, мытье рук, мытье и обливание ног, игры с водой. Для местного обливания применяется более прохладная вода, чем для общего. При обливании к действию низких температур присоединяется давление струи воды, это усиливает раздражающий эффект. С полутора лет детей учат мыть руки самостоятельно. На третьем году ребенок должен…
Хорошо закаливает детский организм душ, так как к температурному воздействию присоединяется усиленное механическое давление множества отдельных тонких струек воды. Душ — это сильная закаливающая процедура, он рекомендуется малышам старше года, детям вялым, пассивным, страдающим ожирением, пониженным аппетитом. Особенно полезен душ после солнечной ванны. Как и при обливании, температура воды должна быть сначала равна 34—35 °С,…
Они подразделяются на: ножные, контрастные ножные и местные ручные ванны (игры ребенка с водой). Ножные ванночки делают детям старше года следующим образом: перед ребенком ставят таз с водой, в которую он погружает ноги до голеностопных суставов. В первый раз температура воды для детей от 1 года до 3 лет должна быть равна 35—33 °С, зимой…
В качестве закаливающих процедур можно использовать обычные гигиенические ванны, которые применяются с первой недели жизни ребенка. До 6 месяцев детей купают ежедневно, от полугода до года — через день и от года до 3 лет — 2 раза в неделю. После каждой ванны ребенка обязательно обливают водой, температура которой на 1—3° меньше, чем в ванне…
Купание в реке, озере и море требует крайне внимательного наблюдения за ребенком. В открытом водоеме могут купаться дети не младше 2 лет, которые уже достаточно хорошо ходят. В летнее время купание является одним из лучших методов закаливания, так как на организм действуют несколько факторов: температура воды и воздуха, солнечная радиация, активность движений ребенка. В море…
Источник
Для повышения защитных сил организма детей используют закаливание, Большинство родителей имеют смутное представление о закаливании и практически ничего не делают для повышения защитных сил организма к действию неблагоприятных метеорологических факторов. Более того из-за боязни простуды, начинают заниматься пассивной защитой в виде укутывания, боязни открытых окон, проветривания помещений. Это не дает возможности для тренировки и совершенствования системы терморегуляции, что приводит к возникновению частых простудных заболеваний. Основные факторы закаливания – природные и доступные “Солнце. Воздух и Вода”.
Основные эффекты закаливающих процедур:
– укрепление нервной системы;
– развитие мышц и костей;
– улучшение работы внутренних органов;
– активизация обмена веществ;
– невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.
Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей.
Основные принципы закаливания:
проводить закаливающие процедуры систематически;
увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;
учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;
начинать закаливание в любом возрасте; лучше в весеннее время;
никогда не выполнять процедуры, если ребенок замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка;
избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;
правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;
закаливаться всей семьей;
закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем;
в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.
Закаливающие воздушные процедуры:
Проветривание комнаты. Температура воздуха в комнате ребенка должна быть от 20 до 22 градусов. Проветривание зимой можно проводить в присутствии ребенка. За счет открытых форточек и окон быстро достигается снижение температуры воздуха на 1 градус. Повторяют проветривание зимой 4-5 раз в день, а летом доступ свежего прохладного воздуха должен быть постоянным. Сквозное проветривание проводят при отсутствии ребенка в комнате. Методы закаливания делятся на традиционные и нетрадиционные. Наиболее удобными и физиологически обоснованными являются традиционные методы закаливания воздухом. Это объясняется тем, что потребность растущего организма в кислороде более, чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Пребывание ребенка на свежем воздухе имеет важное оздоровительное значение. Солнечные ванны также являются хорошей закаливающей процедурой. Инфракрасные лучи солнечного спектра оказывают на организм тепловое воздействие, что способствует улучшению кровотока. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке витамина Д и повышают обменные процессы. Они оказывают бактерицидное действие, повышают сопротивляемость к простудным заболеваниям. Прогулки на свежем воздухе должны проходить ежедневно и составлять не менее 2-хчасов.
Воздушные ванны: при первых признаках переохлаждения ребенка и появлении “гусиной кожи”, посинения губ, беспокойстве, малыша следует немедленно одеть!
Закаливание водой может проводиться, как местные или общие процедуры.
К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны.
Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка
Существуют специальные правила закаливания:
1. необходим психологический настрой;
2. важна систематичность занятий;
3. нужно учитывать сезон, не стоит начинать закаливание весной и осенью т.к. возможны простудные заболевания и обострение хронических;
4. закаливание должно быть комплексным: активным и пассивным, общим и местным;
5. постепенным;
6. учитывать индивидуальные особенности ребенка и климатические факторы;
7. закаливание должно приносить радость
Интенсивные методы закаливания
К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры. Ведущим должен быть принцип использования контрастных воздействий т.к. он обеспечивает оптимальную тренировку термрегуляционных механизмов.
Основные виды контрастных закаливающих процедур:
контрастные ножные ванны;
контрастное обтирание;
контрастный душ;
сауна; русская баня
Контрастное обливание ножек: ставят два таза с таким количеством воды, чтобы уровень ее доходил до середины голени. В одном тазу вода должна быть горячей 38-40 градусов, а в другом при первой процедуре – на 3-4 градуса ниже. Малыш сначала погружает ножки в горячую воду на 1-2 минуты и барахтает ими в воде, а затем “перескакивает” в таз с прохладной водой на 5-20 секунд. Так можно менять горячие и прохладные ножные ванны 3-6 раз. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1 градус, доводя до 17-12 градусов. Если ребенок часто болеет, процедуру заканчивают тазом с горячей водой, если ребенок здоров – прохладной. Чтобы ребенку было не скучно, следует проводить контрастные процедуры в виде игры.
Контрастный душ можно использовать для детей старше 2-х летнего возраста. При этом малыш стоит под “горячим дождиком” 1-2 минуты, а затем под “холодным” – 10-20 секунд. Чередовать 5-10 раз. Многие дети хорошо переносят хождение по снегу босиком после адаптации к обливанию стоп прохладной водой. Важно, чтобы под снегом была земля, а не бетон или асфальт. Выходите с малышом, когда выпадет чистый снег, в удобной обуви (валеночки), которую легко снимать и одевать. Побегайте с ребенком. Если у него будут красные щечки, значит и ножки малыша теплые. Снимаете обувь и ставите на несколько секунд ножку на снег. После этого вытереть ноги махровым полотенцем, одеть обувь. Делайте эти закаливающие процедуры вместе всей семьей! Первое условие закаливания – выбор правильной не перегревающей одежды. Одежда на улице и дома должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений. Некоторые родители бросаются в другую крайность – одевают детей только в трусики – такой режим не способствует закаливанию. Хорошее закаливающее воздействие оказывает хождение босиком. Установлено, что на подошвенной поверхности стопы имеется значительно больше температурных рецепторов, чем на остальных участках кожи. Начинать нужно с малых и непродолжительных воздействий. Если ребенок не готов к холодным процедурам, есть альтернатива – горячие обтирания. В этом случае горячая вода тонким слоем ложится на тело и тут же испаряется, а испаряясь уносит тепло. Чем выше температура воздуха и воды, чем суше помещение, тем интенсивнее испарение. Сначала рекомендуется горячей губкой обтереть руки и ноги, затем переходить к обтиранию всего тела. Холод подводится к коже легко, человеку приятно, в отличие от контактного закаливания холодной водой. К нетрадиционным методам относятся: зимнее плавание – «моржевание», хождение босиком по снегу, обливание и купание в ледяной воде. Из-за недостаточно сформированной системы терморегуляции и адаптации, незавершенности развития иммунной системы – это достаточно спорный метод. Существуют и противопоказания к закаливанию.
Источник
Медицинский эксперт статьи
х
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Закаливание детей дошкольного возраста – это одно из важнейших заданий для родителей, если они хотят видеть своего малыша в будущем здоровым. На сегодняшний день количество часто болеющих детей прогрессивно увеличивается, поэтому на первый план выходят разные методы профилактики заболеваний у деток. Закаливание – одно из наиболее старых методов, но весьма эффективных.
Показания
Закаливание – это старый метод оздоровления организма, который известен очень давно. Сейчас к этому методу многие скептически относятся, поскольку люди привыкли лечить заболевания, а не предупреждать их развитие. На сегодняшний день закаливание, как метод профилактики заболеваний, признан медициной. И эффективность метода можно объяснить научными фактами и понятиями.
В физиологии человека есть понятие реактивности организма. Это понятие означает, что организм человека может отвечать на любое повреждение или заболевание путем определенного ответа. Например, при попадании вируса в организм человека, он сначала задерживается на слизистой оболочке верхних дыхательных путей из-за действия ресничек эпителия. Это и является реакцией организма на проникновение чужого агента, то есть реактивность. Но часто вирус может проходить дальше из-за того, что недостаточный ответ на его проникновение, что и вызывает развитие заболевания. Закаливание – это один из методов, который позволяет повысить реактивность организма ребенка, то есть повышает защитные силы. Поэтому главная цель закаливания детей дошкольного возраста – это повышение иммунной и неиммунной защиты для профилактики частых заболеваний.
Говорят, что при воспитании ребенка у него формируются привычки, которые затем лежат в основе его жизни. Это касается и здоровья, и привычки «не болеть». Поэтому закаливание ребенка нужно начинать сразу после его рождения, но вес нужно использовать со знаниями и в меру.
Сейчас есть много методов наиболее раннего развития ребенка как личности, начиная уже сразу после рождения. И закаливание деток раннего возраста входит в один из пунктов такого раннего развития. Естественно, что не всем показан этот метод, но точно можно сказать, что никому он не повредит. Есть определенные показания, когда необходимо проводить такой метод оздоровления. И показания к проведению закаливания для детей ограничиваются теми случаями, когда ребенок часто болеет. Казалось бы, что это несовместимые понятия, поскольку если ребенок и так болеет, то дополнительные факторы риска в виде холодной воды или воздуха ему не пойдут на пользу. Но это совсем не так. И главная задача закаливания для часто болеющих деток – это уменьшить количество эпизодов заболевания и сделать их более легкими. Это можно достичь за счет того, чтобы приучить ребенка к такой температуре, которую он будет выносить, а затем не заболеть. Есть еще показания к проведению – это детки с частыми обструктивными бронхитами, которые имеют в дальнейшем угрозу развития бронхиальной астмы. Важно, что в таком случае переохлаждение является пусковым фактором дальнейшего обострения или осложнения заболевания. Также нужно отметить одно из показаний – это наследственность ребенка. Если мама или папа относились к группе часто болеющих детей, то большая вероятность, что и ребенок будет иметь похожие проблемы. Поэтому нужно приучать ребенка к действию неблагоприятных факторов окружающей среды, которые могут повлиять на заболеваемость.
Как же это работает? Часто бывает, что первый ребенок в семье – большое счастье, с которым мама не знает что именно делать. И здесь вопрос «одевания» ребенка имеет большое значение. Мама может быть неуверенна, что она должна одеть ребенку на улицу, поэтому работает главный принцип – «чтоб не замерз». С этого и начинается воспитание ребенка и его здоровья. Ведь если ребенок привык к постоянному укутыванию, то малейший ветерок или глоток холодной воды в дальнейшем может давать пик заболеваемости. Если ребенок закаляется и мама умеет это делать, то погодные условия не способны повышать заболеваемость малыша. Так и работает процесс закаливания – приучает и маму, и организм малыша к условиям внешней среды.
Есть некоторые принципы закаливания детей дошкольного возраста, которые необходимо соблюдать для успеха. Во-первых, начинать закаливание только если ребенок полностью здоров, ведь тогда организм ребенка имеет много потенциальных сил для этого. Еще один принцип – это систематическое повторение процедур с постепенным увеличением нагрузки. Только в таком случае в организме вырабатывается привычка и правильная реакция. Очень важно начав закаливание довести процесс минимум до 14-ти повторений, только в таком случае возможно увеличить реактивность организма. Также важный принцип процесса закаливание – это индивидуальный подход. Ведь для каждого ребенка подходит разные виды процедур, и если ребенку не нравится сам процесс, то он не принесет ожидаемого результата. Поэтому согласие ребенка и его личностное участие нужно обязательно брать во внимание. Ведь сам процесс закаливания можно организовать в виде игры. Если родители будут участвовать вместе с ребенком, это повысит его желание и станет отличным примером.
Главное что нужно помнить – закаляться можно и необходимо практически всем деткам, ведь это отличный способ быть здоровым.
[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]
Техника проведения закаливания детей дошкольного возраста
Закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях – это наиболее удобный способ. Даже сам ребенок в непринужденной домашней обстановке лучше на это реагирует. Начать, безусловно, нужно с разговора с ребенком о том, что это такое и зачем нужно заниматься закаливанием. Подготовка к процессу закаливания должна начаться с консультации с доктором. Нужно убедиться, что ребенок в данный момент здоров, и ознакомиться с главными методами и техникой закаливания. Для этого можно проконсультироваться с доктором-физиотерапевтом.
Техника проведения разных методов отличается, но есть общие принципы, которым нужно следовать. По температурным показателям воздуха различают три варианта – выше 25 градусов, от 15 до 25 и ниже 15 градусов. Если речь идет о закаливании солнцем, то нужно начинать с температурного режима второго варианта и постепенно переходить к температуре больше 25. Для начала ребенка нужно вывести его на место, где есть рассеянные солнечные лучи на десять минут. Голова обязательно должна быть прикрыта. Далее на протяжении следующих пяти занятий время пребывания на солнце нужно увеличивать на две минуты. И на седьмое занятие нужно поменять температурный режим на более чем 25 градусов. Но перепад должен быть не сильно резким, не более семи градусов. Экспозиция на солнце также должна начинаться с десяти минут и постепенно увеличиваться аналогичным образом. В общем, курс может быть от двух недель минимально до трех недель. Для лучшего результата нужно повторять курсы два-три раза на год.
Техника проведения водных закаливаний также имеет некоторые особенности. Существует несколько иные температурные режимы – 35-37 градусов, 20-25 и ниже 20 градусов. Начинать закаливание водой лучше с простого обтирания. Начать нужно с температуры воды 35-37. Для этого нужно раздеть ребенка и обтереть такой водичкой. Очень важно, чтобы температура воздуха в комнате или на улице была в пределах 17-19 градусов. Через две процедуры температуру воды нужно уменьшить до 20 градусов, а через еще две процедуры – до 15. Далее нужно перейти к обливанию водой 20 градусов. Такое обливание нужно повторять через день, а через пять-шесть процедур можно перейти на ежедневные обливания. Душ можно использовать после курса обливаний ежедневно, особенно полезен контрастный душ. Для этого нужно менять температуру от большей к меньшей. Такой метод удобен, ведь его можно использовать в любое время года даже во время купания ребенка.
Закаливание зимой имеет свои особенности, здесь очень внимательно нужно относится у температурному режиму. Начинать нужно с легкой одежды и прогулки при температуре не меньше 5 градусов. Затем можно постепенно уменьшать количество одежды, но при этом оставлять головной убор. Далее температуру можно снижать до 0, при этом гуляя на улице или делать зарядку, но не просто стоять на холоде. Ребенок должен в это время дышать через нос, а выдыхать можно через рот. Головной убор нужен обязательно, а вот одежда может быть в виде осенней курточки, которая не пропускает ветер. Больше закаляться деткам при более низкой температуре не рекомендуется.
Закаливание детей дошкольного возраста в детском саду проводится чаще в виде ежедневных прогулок на улице. Специальных программ по закаливанию в детских заведениях нет, поскольку сейчас много часто болеющих детей и сложно их объединить в одну группу, которая бы этим занималась. Но можно по желанию родителей организовать прогулки и зарядку с детками утром, когда они только приходят в детский сад.
Методы закаливания и как ими пользоваться
Есть несколько методов закаливания, и они используются в разных случаях и для разных детей. Наиболее распространенные методы – это закаливание воздухом, водой, солнцем. Это те факторы, которые могут влиять на здоровье ребенка и это влияние можно изменить.
Закаливание воздухом детей дошкольного возраста может проводится несколькими способами. Дыхательная система детей реагирует на любой воздухом с.помощью механизмов адаптации. Один из таких механизмов – это движение ресничек эпителия слизистой оболочки носовой полости, которые направлены на согревание воздуха, если он холодный. Поэтому закаливание на воздухе можно проводить с помощью холодного воздуха. После окончания курса процедур количество ресничек эпителия, их активность и функция увеличиваются, что позволяет в дальнейшем лучше реагировать на холодный воздух.
Закаливание водой используется наиболее часто, поскольку считается, что влияние на организм при этом системное. Способы закаливания детей дошкольного возраста с помощью воды есть разные и могут использоваться по мере увеличения нагрузки. Используют обливание, обтирание, душ с использованием воды разной температуры. Начать можно с простого обтирания, а уже потом можно дойти и до душа. При использовании такого метода постепенное снижение температуры способствует тому, что внутренние органы привыкают работать в таком режиме. Иммунная система детей сначала бурно реагирует на такие изменения и даже может быть обострение заболевания. Через несколько занятий вырабатывается такая реакция, которая позволяет на низкую температуру реагировать защитной реакцией, так же как на нормальную, “ привычную для организма” температуру. Закаливание воздухом детей дошкольного возраста можно использовать даже зимой, тогда можно использовать вместо воды снег. Но нужно не забывать о постепенности таких занятий.
Закаливание солнцем детей дошкольного возраста является таким же эффективным методом, как и другие методы. Эффект такого процесса заключается в синтезе многих витаминов и биологически активных веществ под действием солнечных лучей. Кожа ребенка не только защищает организм от попадания вредных веществ, но и также она имеет клетки, которые синтезируют активные формы витаминов. Например, под действием солнца синтезируется витамин Д. Этот витамин не только обеспечивает рост ребенка, но рост и развитие многих клеток в организме. Иммунные клетки и клетки неспецифической защиты также зависят от витамина Д. Поэтому солнечные ванны для ребенка очень важны и они обязательно должны присутствовать, но только в меру. Ребенку нельзя загорать под прямыми солнечными лучами так, как взрослому. Для закаливания можно использовать только рассеянный солнечный свет и только во время минимальной радиоактивности солнечных лучей – это до 11-ти часов утра и после 16- ти вечера.
Также есть нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста, к которым можно отнести использование физической нагрузки. Конечно, простые занятия танцами или борьбой не настолько входят в понятие закаливания, как более серьезные нагрузки. На сегодняшний день можно увидеть некоторых родителей, которые заставляют деток заниматься профессионально спортом. Спорт тонизирует сосуды, улучшает работу сердца и других мышц, улучшает координацию и процесс дыхания. Все это помогает адаптироваться организму к многим неблагоприятным условиям. Но чрезмерные занятия спортом истощает ребенка, а не наоборот укрепляют. Поэтому такие занятия нельзя назвать закаливанием, если это через меру.
Противопоказания к проведению
Противопоказания к проведению могут быть общие и временные. Временные противопоказания – это острая патология или заболевание ребенка в данный момент. Например, если у ребенка респираторная инфекция, кишечная инфекция или другое заболевание, то закаливание нужно отложить. Также если во время проведения курса ребенок заболел, то занятия нужно прервать, а затем начать сначала, а не с момента, когда прервали. К временным противопоказаниям также относится недостаточный вес ребенка, период после прививки.
Общие противопоказания – это состояния, такие как иммунодефициты, лейкоз, тяжелая анемия, врожденные пороки. Такие тяжелые и хронические заболевания обязательно должны обсуждаться с доктором по поводу подобных назначений.
[8], [9], [10], [11]
Последствия после процедуры
Последствия после процедуры могут быть при неправильной технике проведения. Часто может быть острое заболевание в виде бронхита, пневмонии, в случае неправильного использования разных температур. Осложнения после процедуры могут быть в виде обострения хронических заболеваний.
[12], [13], [14], [15], [16]
Уход после процедуры
Уход после процедуры закаливания – это вытереть ребенка сухим полотенцем и надеть сухую одежду, если были водные процедуры. Если ребенок принимал солнечные ванны, то после процедуры нужно дать ребенку попить, чтобы восстановить водный баланс. Уход после воздушных ванн заключается в простом увлажнении кожи для избегания сухости после ветра. Важно после любой процедуры закаливания, чтобы ребенок покушал для восстановления сил и синтеза энергии.
Обобщая все методы, показания и противопоказания к проведению закаливаний, осталось только дать советы родителям по закаливанию детей дошкольного возраста.
- Перед началом нужно объяснить ребенку для чего он должен заниматься закаливанием, о том что он вырастет здоровым и сильным.
- Начинать нужно только, когда ребенок здоров.
- Нужно проконсультироваться с доктором по главным правилам проведения процедур.
- Нужно постоянно хвалить ребенка за прогресс.
Закаливание детей дошкольного возраста – это одно из немногих средств профилактики заболеваний, которое доступно в домашних условиях. Такие занятия не сложные по технике, и они развивают в ребенке не только крепкий иммунитет, но и дисциплину. Очень важно прививать детям не только любовь к книгам и обучению, но и к здоровому образу жизни.
[17], [18], [19], [20]
Источник