Закон о рекламе медицинских услуг имеются противопоказания

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Реклама лекарственных средств не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;

7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;

10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.

2. Требования пункта 6 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу лекарственных препаратов, применяемых для профилактики заболеваний.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Требования пунктов 2 – 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Требования пунктов 2 – 5 и 7 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу методов народной медицины.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

4. Требования пунктов 1 – 8 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских изделий.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Требования пунктов 2 и 3 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

6. Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, – не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

10. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, запрещается.

11 – 12. Утратили силу. – Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Источник

Оригинал статьи опубликован на сайте ООО «Факультет Медицинского Права»

Уважаемые читатели!

Информируем вас о том, что Федеральная антимонопольная служба России (далее – ФАС) направила очередные разъяснения по некоторым вопросам рекламы медицинских услуг, лекарственных средств и медицинских изделий (Письмо ФАС России от 22.06.2020 № ДФ/52241/20).

1. О необходимости указывать в рекламе медицинской деятельности информацию о медицинской лицензии

ФАС высказала позицию о том, что непосредственно в рекламе медицинской деятельности информацию о лицензии на медицинскую деятельность указывать не требуется.

В обоснование указанной позиции ФАС привела следующую аргументацию.

В соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ № 38-ФЗ) не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Таким образом, ФЗ № 38-ФЗ не допускается реклама деятельности, подлежащей лицензированию (в т.ч. и медицинской деятельности), при отсутствии у организации или индивидуального предпринимателя лицензии на осуществление такой деятельности.

При этом из ст. 13 ФЗ № 38-ФЗ следует, что рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о наличии лицензии (об обязательной сертификации/государственной регистрации и пр.).

Однако названный федеральный закон не содержит положений, обязывающих указывать информацию о лицензии непосредственно в рекламе деятельности, подлежащей лицензированию. В связи с этим, указывать информацию о лицензии непосредственно в рекламе деятельности, подлежащей лицензированию, не требуется.

2. О правилах предупреждения в рекламе лекарств, медизделий и медуслуг

ФАС напомнила, что в соответствии с ч. 7 ст. 24 ФЗ № 38-ФЗ в содержание рекламы лекарственных препаратов, медицинских изделий и медицинских услуг (в т.ч. методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации) требуется включать один из следующих видов предупреждения:

· о наличии противопоказаний к их применению и использованию;

· о необходимости ознакомления с инструкцией по применению объекта рекламирования;

· о необходимости получения консультации специалистов.

Примечание: следует учитывать, что требования ч. 7 ст. 24 ФЗ № 38-ФЗ не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

При этом рекламодатель самостоятельно вправе определить, какой из этих видов предупреждения использовать в рекламе (в зависимости от вида объекта рекламирования).

В связи с указанным, ФАС сообщила, что реклама медицинских изделий, должна в каждом случае содержать соответствующее предупреждение (в подтверждение данной позиции ФАС привела Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.04.2018 № Ф08-2020/2018 по делу № А63-12383/2017, поддержанное впоследствии Верховным Судом РФ в Определении от 03.07.2018 № 308-КГ18-8316. В названном деле было установлено нарушение требований ФЗ № 38-ФЗ, поскольку в газете была размещена реклама «Открылась лаборатория (…). Все виды анализов. Скидки инвалидам (…). Справки по телефону (…)», а предупреждение о наличии противопоказаний отсутствовало (также отсутствовала пометка «реклама»)).

Кроме того, в письме ФАС указано, что согласно ч. 7 ст. 24 ФЗ № 38-ФЗ в рекламе лекарственных препаратов, медицинских изделий и медицинских услуг, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность предупреждения должна составлять не менее чем 3 секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, – не менее чем 5 секунд и предупреждению должно быть отведено не менее чем 7 % площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее чем 5 % рекламной площади (рекламного пространства).

Вместе с тем ФЗ № 38-ФЗ не содержит норм, определяющих каким именно образом необходимо осуществлять размещение текста о предупреждении в рекламе.

По мнению специалистов ФАС, информация должна быть четко и ясно доведена до потребителей рекламы для адекватного восприятия.

Площадь предупреждения следует рассчитывать исходя из соотношения площади всего рекламного макета (рекламного объявления) и площади пространства, занимаемой текстом предупреждения (указанное подтверждается Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.2020 № Ф08-946/2020 по делу № А63-12076/2019). При этом, расчет площади такого предупреждения (надписи) осуществляется, исходя из аналогии с так называемым размером «кегля шрифта», принятым в издательском деле.

3. О вопросах отнесения медизделий к медизделиям, для использования которых требуется специальная подготовка

ФАС разъяснила, что в соответствии с ч. 8 ст. 24 ФЗ № 38-ФЗ реклама следующих объектов не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях:

· лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам;

· методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации;

· медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка.

По мнению ФАС, при возникновении вопроса об отнесении какого-либо товара к медицинским изделиям, для использования которых требуется специальная подготовка, целесообразно направить обращение в Минздрав РФ.

Кроме того, ФАС рекомендует обращаться в Минздрав РФ за разъяснениями и в случае, когда возникает вопрос об отнесении того или иного способа воздействия на организм человека к медицинским услугам или методам профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.

Примечание: обращаем внимание, что в настоящее время ч. 5 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медизделий и медуслуг, в т.ч. методов лечения, а также БАДов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в следующих размерах:

· на граждан – от 2 000 до 2 500 рублей;

· на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;

· на юридических лиц – от 200 000 до 500 000 рублей.

Если Вам нравятся наши публикации, ставьте лайк, чтобы видеть их в своей ленте чаще.

Источник

В России не существует отдельного закона о рекламе медицинских услуг и лекарств в 2020 году. Однако в законодательстве представлены прочие правовые документы, на основании которых можно составить общий список требований, предъявляемых к рекламе в сфере медицины.

Реклама медицинских услуг и препаратов: законодательная база

В российском законодательстве есть несколько основных юридических актов, на которые опираются специалисты для установления правовой деятельности в сфере рекламы медицинских товаров. Главными из них являются:

  • ФЗ «Об обращении лекарственных средств»
  • ФЗ «О рекламе»;
  • ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • постановление Правительства РФ об утверждении Положения госконтроле за оборотом медицинских изделий.

Основным актом, на который опираются специалисты в рассматриваемом вопросе, является федеральный закон о рекламе от 13.03.2006 г. Информация о медицинских услугах содержится в статье № 24, в которой приведены требования к рекламной деятельности в этой сфере.

Требования к рекламе медицинских услуг и товаров

Существенные ограничения для рекламы медицинских услуг и изделий появились в ФЗ-38 в 2013 г. Именно тогда парламентарии одобрили законопроект, вносящий дополнительные поправки в правовой акт. Новая редакция официального текста документа внесла определенные дополнительные требования к рекламе

(лекарственных средств, медизделий и медуслуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины) во всех ее проявлениях.

Согласно внесенным изменениям, рекламировать услуги этой сферы можно лишь с указанием специальной информации. В сообщении должно содержаться предупреждение о возможных ограничениях и противопоказаниях. Кроме того, в него должна входить рекомендация с призывом ознакомиться с инструкцией или получить дополнительную врачебную консультацию перед применением.

Законодательный акт регламентирует также длительность предупреждающего сообщения. При рекламе на радио она не может быть дольше 3 сек., при демонстрации по телевидению или в кино сообщение должно длиться 5 сек.

Однако требования закона о рекламе не распространяются на пропаганду товаров и услуг, которая предназначена для проведения специализированных медицинских выставок, семинаров и проч. Также исключение действует для специализированных типографий, если они выполняют заказ от сотрудников медицинских учреждений.

Закон о рекламе в 2020 году: изменения

Последние изменения в действующем законопроекте существенно не повлияли на его смысловую составляющую. Поправки коснулись самого наименования и четырех частей ст. 24 ФЗ-38: 3, 3.1, 7 и 8.

Поправки официально запретили рекламировать вне мест проведения фармацевтических, медицинских выставок, семинаров, конференций и тому подобных мероприятий либо профильных печатных изданий следующие объекты медицинского предназначения:

  • рецептурные лекарственные препараты,
  • методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации,
  • медицинские изделия, для использования которых требуется спецподготовка.

Запрещено также рекламировать лекарственные средства, содержащие:

  • разрешенные к применению в медицинских целях наркотические, психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых установлены законом определенные меры контроля,
  • психотропные вещества, оборот которых в России ограничен и в отношении которых допущено исключение некоторых мер контроля.

Согласно внесенным поправкам, допустима реклама вышеперечисленного в том случае, если пропаганда ведется во время медицинских семинаров и выставок, которые посещают только квалифицированные специалисты.

Какие требования предъявляют к рекламе медикаментов

В законодательном акте все требования к рекламе медицинских товаров делятся на две смысловые группы. В первую входят основные стандарты. Они определяют пропаганду все видов услуг, вне зависимости от того, входят ли они в сферу медицины либо нет. Реклама должна соответствовать нормам добросовестности и предоставлять правдивые сведения.

Вторая группа включает специальные правила, касающиеся только медицинских препаратов. На пропаганду в этой сфере накладываются определенные ограничения:

  • нельзя обращаться непосредственно к гражданам, которым еще не исполнилось 18 лет;
  • не разрешается содержание отсылки на конкретно взятые случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объектов рекламирования;

  • не допускается выражение благодарности физлицам ввиду применения ими объектов рекламирования;

  • нельзя создавать представление о плюсах объектов рекламирования посредством отсылки на факт проведения исследований, обязательных для госрегистрации объекта рекламирования;

  • не допускается содержание утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

  • нельзя способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования,

  • недопустимо создавать впечатление отсутствия необходимости обращения к врачу,

  • нельзя обещать покупателям 100-процентную гарантию того, что препарат поможет излечиться, либо делать акцент на его безопасности и отсутствии побочных эффектов;
  • запрещено использовать выражения о том, что натуральный состав гарантирует результативность и безопасность препарата,
  • недопустимо представление лекарственного средства биологически активной добавкой к пище.

Для БАДов установлены отдельные запреты и ограничения, перечисленные в ст. 25 ФЗ-38.

Закон не просто определяет список правил, которые следует применять во время трансляции лекарственных препаратов, но и устанавливает штрафы для нарушителей правового акта (ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ). Для тех, кто не соблюдает законодательные нормы, предусмотрены следующие административные взыскания:

  • штраф от 2 до 2.5 тыс. руб. для физических лиц;
  • штраф от 10 до 20 тыс. руб. для госслужащих;
  • штраф от 200 до 500 тыс. руб. для организаций.

В какое время разрешена реклама медицинских услуг

Парламентарии предусмотрели некоторые поблажки для рекламодателей. Законопроект не устанавливает определенных временных рамок для демонстрации рекламы медицинских услуг и товаров.

Такие бонусы не действуют для пропаганды спиртосодержащей продукции, которая разрешена лишь в ночное время. Ответственность за нарушение установленных требований несет распространитель рекламы.

Предлагаем скачать закон о рекламе в действующей редакции по следующей ссылке. В документе представлена главная информация, касающаяся пропаганды в сфере медицины.

Источник